Запад нам не помог | 23.03.2012 г. в 18:46

Сегодня ГИБДД Татарстана  неожиданно начало пропагандировать информацию о Европейском протоколе, упрощающем оформление ДТП. Хотя, он действует на территории России уже более трех лет, казанские автомобилисты практически не пользуются европротоколом, предпочитая классическое оформление транспортных происшествий в полиции. KazanWeek выяснял, какие подводные камни таит в себе процедура.

Сегодня в ГИБДД начали пропаганду Европейского протокола - упрощенного способа оформления ДТП.

«Это помогает не только экономить время водителей  -  участников происшествия, но и гораздо снижает риск образования автомобильной пробки в местах столкновения», - считает старший инспектор по пропаганде ГИБДД Казани Оксана Кононова. Наша собеседница  утверждает, что сегодня 50-60% казанских аварий, где нанесен только материальный ущерб, оформляются без вызова сотрудников ГИБДД на место происшествия. То есть водители сами рисуют схему, а после этого совместно направляются в отдел полиции для конечного оформления.

Согласно поправкам к закону об ОСАГО, водители, попавшие в ДТП, имеют право оформить его без участия сотрудников ГИБДД, если соблюдено несколько условий:

- В происшествии участвовали только два автомобиля;

- вред причинен исключительно имуществу;

- обстоятельства ДТП не вызывают разногласий между водителями, и один из них признает свою вину;

- размер ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

Если все пункты соблюдены, то автомобилисты должны сделать необходимые замеры и составить схему происшествия, занеся ее в извещение о ДТП. Там же необходимо перечислить повреждения автомобилей. Далее обе стороны должны подписать документ и отправиться в офис страховой компании виновника. Если последнее невозможно выполнить немедленно (авария произошла ночью или в выходной день), то поехать к страховщикам разрешается и через несколько дней.

«К сожалению, наши жители побаиваются европротокола», - сетует Оксана Кононенко. По ее мнению, это происходит потому, что водители опасаются совершить ошибку в оформлении и вызывают сотрудников ГИБДД.

Более критичного мнения, почему в Казани не приживается европротокол, придерживается региональный представитель в РТ Федерации автовладельцев России (ФАР) Рамиль Хайруллин. «Европейский протокол у нас не работает», - констатирует Хайруллин. Он считает, что проблема не только в опасении граждан, но и в поведении страховых компаний. «В наших страховых компаниях бюрократическая волокита возведена в абсолют и вся система построена так, чтобы основания для выплаты были минимальны», - утверждает представитель ФАР.

Также наш собеседник оправдывает опасения водителей: «Участник ДТП будет стоять на месте и ждать полицию, лишь бы  не иметь в последующем проблем с выплатой компенсации». По мнению Хайруллина, чтобы европротокол начал использоваться, необходимо ввести ряд мер, касающихся страховых компаний. В первую очередь законодательно ограничить претензии страховщиков к оформлению документов неопытными водителями. Также он предлагает ввести в программу обучения в автошколах курс по оформлению ДТП.

Корреспонденты KazanWeek, обратившись в 10 казанских автошкол, выяснили, что на сегодняшний день ни в одной из них начинающих водителей не обучают правилам оформления дорожных происшествий.

«Обращения по Европейскому протоколу в нашу страховую компанию составляют менее 10% от общего количества заявлений на выплату», - заявил начальник отдела выплат казанского филиала Промышленной страховой компании Виталий Куприянов. Он утверждает, что основанием для выплаты является правильно заполненное извещение о ДТП, которое является приложением к полису ОСАГО. Основными претензиями, которые возникают у страховщиков к участникам дорожного происшествия, - это зачеркивания, помарки, нечитаемость отдельных слов в извещении. «В отдельных случаях, если между участниками есть взаимопонимание, мы разрешаем переписать извещение у нас в офисе», - говорит Куприянов.

Кроме этого он декларирует случаи отказов в выплате, когда страховщики сомневаются в вине своего клиента. «Бывает, что человека могут просто запугать на месте ДТП и он признает свою вину, которой на самом деле не существует. В таком случае мы отказываем и советуем обратиться в суд», - утверждает страховщик. Проблему низкого распространения оформления ДТП по европротоколу он видит в том, что участникам ДТП самим сложно оценить стоимость причиненного ущерба. «Если повреждения автомобиля превышают установленную сумму, то мы выплачиваем максимум, то есть 25 тысяч, а оставшуюся часть застрахованному приходится отдавать из своего кармана», - объясняет Куприянов.

«Я считаю, что столкнувшимся водителям, если между ними не существует разногласий, нужно рисовать схему ДТП и отправляться в ГИБДД для полного оформления документов», - советует юрист казанского отделения Федерации автовладельцев России Антон Ларионов. Он мотивирует это тем, что к таким документам у страховщиков обычно не бывает претензий и сумма выплаты регламентируется максимумом, установленным  законом об ОСАГО, а не 25 тысячами рублей, предусмотренными при оформлении по Европейскому протоколу.

«Если у автовладельца после оформления ДТП по европротоколу возникли проблемы со страховой компанией, то он может обратиться в прокуратуру», - советует старший инспектор ГИБДД Оксана Кононова. По ее словам, такие прецеденты уже случались как в частных случаях, так и во время проведения прокурорских проверок, и разногласия решались в пользу автомобилистов.

Шишкин Антон
Фото: femida-21.ru

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Дима | 26.03 14:30

Я например не пользуюсь Европейским протоколом, потому что боюсь ехать в отделение ГИБДД, которое заставит меня сразу же заплатить все мои штрафы, или увеличит их размер вдвое.
А я не оплачиваю штрафы, которые засняты "триногой", так как эти штрафы не законны, а на раз опротестовываются в суде... А судиться каждый раз из-за 500 рублей....

ответить

| 27.03 06:08

" Если у автовладельца после оформления ДТП по европротоколу возникли проблемы со страховой компанией, то он может обратиться в прокуратуру». А проблемы у нас возникают почти всегда.Бегай потом по прокуратурам. Поэтому,скорее всего,и не приживается такая схема.

ответить

Добавить комментарий

Имя