Выход в Иное

ШАГ ТРЕТИЙ


Иногда звук лучше убрать вообще.

Попробуйте посмотреть с ВЫКЛЮЧЕННЫМ звуком вот это ↓

Если абстрагироваться от сцен кое-какого непотребства, получится гламурненький, но в целом весьма симпатичный иномирок.

А если НЕ выключать звук?

А если не выключать звук, получится гимн распущенным дурам, ложащимся в постель с мужчиной спустя полчаса знакомства, напивающимся в ночных клубах до алкогольных провалов в памяти (с сопутствующими эксцессами, за которые им потом ни капли не стыдно), при этом убеждённым в наличии у себя мечты о «большой любви на всю жизнь», объекты которой они ищут на глаз и на ощупь среди стильно одетых и модно остриженных обладателей дорогих машин и квартир. Чтобы не было сомнений в том, о ком это и для кого, в фильме есть специальная сцена, где главной дуре подругой-дурой задаётся вопрос о размере полового органа одного из «бывших» главной дуры. Та вальяжно, с видом глубокого удовлетворения демонстрирует размер — все смеются, всем хорошо. Ну ладно, мало ли какую дрянь в кино показывают, но тут-то главная дура весь фильм УЧИТ ЖИЗНИ дуру в аэропорту и всех дур перед экраном! Она НА ПОЛНОМ СЕРЬЁЗЕ представлена как человек, прошедший через испытания и познавший некий глубинный жизненный смысл! Гуру!!!

К чему свелась новообретённая истина? Да к тому, что всё-де было не напрасно: если бы она не жила со всеми своими «бывшими», то не дожила бы до «настоящего». Сначала его футболила, а потом вот решила, что не напрасно же жила. Наповал как убедительно.

Разумеется, сказочный, абсолютно искусственный финал с дутым хэппи-эндом мало кого дезориентирует: мало какая дура не сообразит, что после всей этой антарктической идиллии с «настоящим» главная дура наставит красавчику рога при первой же размолвке, в первом же ночном клубе. И при второй тоже. Со всеми вытекающими последствиями.

Поставлен фильм профессионально, даже в чём-то элегантно. ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ фильм...

Отвратительный не только гадкими потрохами, проступающими через полированную кожу, но и самой интенцией скормить их зрителю с помощью эстетически привлекательных обёрток. В этом плане даже откровенно гнусный, но дошедший-таки до стадии карикатуры в своей вульгарной прямолинейности американский фильм «Близость» режиссёра Майка Николса (тоже «про отношения») выглядит менее вредоносным.


А чем, можно сказать, вообще никакой кожей не прикрытые потроха киноопуса, снятого в один год с «Привычкой расставаться», оказались так хороши, что принесли ему звание лучшего фильма того года? Внимание! Настал момент для развёрнутой характеристики кинополотна, которое старейшей и авторитетнейшей национальной российской кинематографической премии «Ника» удостоилось в номинации «Лучший игровой фильм»! Лучший российский игровой фильм 2013 года...

Первое, что поражает (ну так говорят в подобных случаях) в киношедевре «Географ глобус пропил», — это даже не заурядность штампов, а качество их сборки. Качество и впрямь поразительное: разбирать — одно удовольствие, всё так удобно торчит.

Прежде всего, конечно, читается общая задача, в очередной раз вдохновившая кинопостановщиков: сделать нечто такое, на что можно два часа глазеть без особого напряжения. Чтобы было народу русскому близко, чтобы прикольно, так сказать, НО И чтоб с назиданием, с философией... Сказано — сделано. Взяли популярного Хабенского, назначили его интеллигентом из библиотеки, ДАБЫ УМНОЕ ИЗРЕКАТЬ, одновременно сделали его пропойцей, который при виде бутылки собой либо не владеет (КОГДА ПО СЦЕНАРИЮ НАДО), либо владеет (КОГДА ПО СЦЕНАРИЮ НАДО) и из которого в подпитии то лезет ПРИРОДА ВУЛЬГАРНОГО ЖЛОБА, ШПАНЫ УЛИЧНОЙ, то почему-то не лезет...

Натяжки, неправдоподобие — всю дорогу фильма. Город Пермь, миллионник, школа приличного (для России) вида — почему-то в школе некому географию вести, берут человека, у которого нет ни педагогической, ни специальной подготовки и на лице наверняка сразу заметно пагубное пристрастие. За каким-то чёртом в школе подрабатывает (преподаёт временами немецкий) женщина модельной внешности, по повадке типичная куртизанка, у которой всё в порядке с нарядами, жилищем, но почему-то отсутствует богатый покровитель. И почему-то ей надо сразу же отозваться на нехитрые подруливания задрипанного географа и ответить согласием на приглашение явиться к нему на день рождения, где происходит, естественно, БАНАЛЬНАЯ РУССКАЯ ПЬЯНКА, ничем не выдающая повышенного культурного багажа участников.

Куртизанка, однако, КАК НИ СТРАННО (ха-ха!), именно там находит себе подходящего мужчину — депутатского помощника, на которого весь фильм вешаются персонажи женского пола. Человек заурядной наружности, низовой культуры и без признаков интеллекта. Общая мысль проста: Россия-баба власть ЛЮБИТ.

Представитель власти получает права на шикарную дамочку, но, попользовавшись, обнаруживает истинную склонность к другой — горластой, с грубыми манерами, ИЗ НАРОДА, — то есть к жене географа, которая отвечает жирному взаимностью, получает благословение широко мыслящего мужа и отправляется жить к помощнику депутата, не особо смущаясь перед своей малолетней дочерью.

Все прочие дамы, в связи с этим схлопотавшие от толстомордого помощника отставку, КОНЕЧНО ЖЕ (ха-ха!) первым делом тянутся к пьяненькому географу, дабы поскорее с ним совокупиться, тем самым «власти» символически отомстив. (То есть происходит «политический кризис», во время которого и преподавательница немецкого (аллегория «продажной либерастии», принимающей российскую власть только за деньги), и женщина из детского сада (аллегория «патриотических сил», любящих российскую власть бескорыстно, по душевной склонности) — обе готовы в знак протеста сблизиться с «гнилой интеллигенцией».) Географ уклоняется излюбленным методом напивания в стельку, остаётся чист перед «властью» и «народом», заодно помогая режиссёру приподнять градус комедийности фильма.

УЧЕНИКИ. Естественно, охламоны, которые в упор не видят нового учителя, но эти штампы нашего кинематографа даже скучно упоминать. А вот за свои действия по отношению к юношеству в реальной нынешней жизни географ, во-первых, получил бы по голове если не в раздевалке школы, то в какой-нибудь подворотне, а во-вторых, вылетел бы с работы после первой или второй жалобы родителей.

Разумеется, самая положительная и симпатичная ученица немедленно влюбляется в красавца-мужчину с физиономией Хабенского. (Замечу, что Хабенский — далеко не Делон; а герой его, скорее всего, таки пьёт одеколон...) А как же! Кто мог сомневаться, что именно так и будет в этом кино?

Кульминация. Поход со сплавом по реке. Географ, не будучи клиническим идиотом, предаётся пьянству в ситуации, когда риск несчастного случая с кем-то из его подопечных (а то и со всеми) абсолютно реален, а возможные последствия чреваты не только какими-то интеллигентскими угрызениями, но и уголовной ответственностью. (И очень интересно также, каким образом психически вменяемому преподавателю удаётся совмещать подобное своё бесстыдство со своими же нравоучениями.) Не имея серьёзной подготовки (есть основания думать, что это вообще был их первый настоящий опыт), но почему-то имея полную экипировку, ученики успешно преодолевают на катамаране опасный порог, что в реальности требовало бы совершенно определённой квалификации в спортивном сплаве. НУ ВОТ ЗАЧЕМ ЭТА ФАНТАСТИКА, А?

Разумеется, режиссёр не забыл устроить географу и влюблённой в него ученице романтическое путешествие с объяснением, драматическим конфликтом, раздеванием и эротикой. К счастью, создатели картины не увлеклись открывшимися упоительными возможностями и дозволили преподавателю проявить твёрдость педагогической морали.

Сосед по парте влюблённой в географа ученицы, поданный как более подходящая для красавицы современная альтернатива, РАЗУМЕЕТСЯ, в итоге доносит на соперника видеороликом собственного производства и, РАЗУМЕЕТСЯ, получает желаемое. Географа попросили из школы. Всё вернулось на круги своя, даже жена. Видимо, могла и не уходить, коли так. «Власть» вновь далека от «народа». Конец фильма.

В картине есть интересные кадры, операторские ходы, актёрская игра, подтекст, НО... В целом — ощущение натянутой белиберды, обильно сдобренной смакованием всяческого гадства, свинства и грубости. То есть типичное российское кино. И лучший фильм 2013-го.



<< --- ДАЛЬШЕ >>