Монологи интроверта — 13


Мне всегда лучше думалось в движении. В дороге сочинялись мои лучшие тексты, при этом я окончательно теряла из виду окружающую среду и могла попасть совершенно не туда, куда изначально собиралась, — двойной бонус. Иногда.
Сегодня началось с того, что я попыталась повторить маршрут третьего телепортала. Получилось довольно неплохо: выбранный трек позволил приятно помедитировать, хотя в успехе первоначального замысла я всё-таки не могу быть уверенной... На каком-то из кругов небольшое смещение бэкграунда побудило меня бросить взгляд на жёлтую стену облюбованного дома, где обнаружилась криво процарапанная идиотски-многозначительная надпись: «Если ты такой умный, то почему не богатый? Не знаешь?!!» После этого я сошла с удобной орбиты и формулировала ответ уже не разбирая дороги...

Уильям Джеймс Сидис (1898–1944), официально признанный одним из самых умных людей мира, обладал завидным сочетанием лингвистических и математических способностей. Что ещё нам сообщают информационные сайты? «Был социально пассивен... Стал простым бухгалтером, предпочитал обычную сельскую одежду, скрывался от журналистов и сразу увольнялся с работы, если там узнавали о его гениальности».
А вот ещё один пример — очень короткая (это её огромный плюс) зарифмованная биография Давида Ментелли (1780(?)–1836) от Элияху Бар-Яалома:
Еврей из Венгрии Ментелли
знал больше сотни языков.
В его простом тщедушном теле
таилось знание веков.

Он, с лёгкостью сверхчеловека
бумажный разнеся завал,
парижскую библиотеку
за месяц рассортировал.

Окончив этот подвиг ратный,
ни франка он не попросил
(так повествует Иштван Рат-Вег,
историк и библиофил).

Но, думая не о награде
и не о лакомом куске,
всю жизнь писал он не в тетради,
а только мелом на доске.

Писал, стирал... Прожив без цели,
он не оставил ничего.
...Я так завидую Ментелли.
И так боюсь судьбы его.
По словам Виктора Гюго, его попросили сочинить надпись на могилу этого всеведущего человека. Гюго предложил следующую: «Il est allé savoir le reste» — «Он отправился познать оставшееся»...
Могу привести и другие примеры, но думаю, что достаточно. Для чего? Чтобы убедиться, что люди зашкаливающих умственных способностей остаются вне бюргерской системы ценностей и бюргерской статусной сетки совершенно осознанно и целенаправленно. Отсутствие у них стремления сказочно забогатеть, занять в обществе выдающееся место, завести дом подороже и поставить в нём золотой унитаз, и лучше не один, — не баг, но фича. Не ошибка программы, но замысел.
Чтобы стало совсем понятно, можно проделать мысленный эксперимент.
Представьте себя запертым в вольере с макаками. Никого не собираюсь оскорблять, но едва ли заслуживает обсуждения факт, что между средним человеком и макаками интеллектуальный разнос едва ли заметнее, чем между человеком колоссального интеллекта и рядовым бюргером... Итак, вы в вольере с макаками. Где сложилось общество, устоялась система ценностей и проработаны социальные механизмы. Умственное развитие позволяет практически любому человеку если не сразу (макак всё-таки много), то со временем занять положение доминирующей особи, подгрести под себя все бананы, истоптанные и целые, наложить (при наличии) мужскую лапу на всех самок и, посредством перераспределения самок и бананов, навербовать себе армию, которая будет автоматически давить в зародыше любую попытку бунта.
Вопрос: вы сделаете это? Постараетесь занять высшую точку в социальной иерархии обезьяньего вольера? Станете доказывать макакам, что самая крутая из макак — это вы?
Не удивлюсь, если кое-кто станет. Рассудив, что чистоплотность и брезгливость — интеллигентские бредни, а на самом деле все понимают, что попачканные бананы даже пикантнее; просто силы личности не у всех достаточно для борьбы — вот и отговариваются смешными вещами...
Однако надеюсь, что большинство участников эксперимента предпочтёт статусу царя обезьян регулярный душ и чистое постельное бельё. А потому главной целью большинства людей в подобных обстоятельствах станет ВЫРВАТЬСЯ И УБЕЖАТЬ. Оставив обезьянок — с их целеполаганиями, представлениями и ценностно-статусной системой — в обществе друг друга.
И пусть обезьянки объясняют себе чьё-то нежелание вращаться и преуспевать в обезьяньей вольере какими угодно психическими вывихами и природными недостатками того, кто не пожелал.

Правильный ответ на вопрос с жёлтой стены очень прост: ИМЕННО ПОЭТОМУ. Потому, что такой умный.

13.01.2017.
<<<<------------------------->>>>