Монологи интроверта — 6


Смысл искусства... Тема заезженная и избитая, как сельская дорога. Не столько захватывающая, сколько захватанная. Трудно что-то добавить к уже сказанному. А если история темы выглядит исчерпанной — значит, пришёл черёд историографии.
Итак, из глубокой древности до нас дошло две концепции предназначения и роли искусства. Во-первых, искусство служило общению с богами и было средством изменения мира в желаемом направлении. Во-вторых, оно служило низменным целям наполнения живота и кармана. Если всмотреться, эти два направления вовсе не противоречили друг друг. Потому уже, что общение с богами спокон веку служило низменным целям наполнения живота и кармана. О чём с ними ещё-то говорить? Главное неназываемо. Однако чем больше абстрактных представлений выращивало в себе человечество (ну или его спецотряд для спецопераций), тем больше дополнительных смысловых оттенков отрастало у изначальной версии.
Какова сверхзадача творца? Потакая примитивным вкусам пользователя, вытрясти из него как можно больше жизненных благ? Или воспитать пользователя, поднимая его до своего уровня и тем самым делая мир лучше?
То есть уже и противоречие обозначилось. Указывающее на прогресс и усложнение человеческих представлений. Каковые (прогресс и усложнение), в свою очередь, обнаружили себя через склонность любую тему сводить к обсуждению и любое обсуждение превращать в балаган. (Ах да, ещё через стремление отвечать вопросом на вопрос.) Почему одни ремесленники, другие творцы? Почему от ремесленников никто не ждёт сверхзадачи, а вот раз уж тебя назвали творцом — изволь прокашляться и изложить? А вы пробовали «воспитать пользователя»? Сделать дурака умнее, подонка — порядочнее? Привить изящный вкус тому, кто его изначально начисто лишён, — хотя бы так? Или мир, по-вашему, делается лучше уже от бесплодных усилий, направленных на благую (вроде бы) цель?
И червь бесплодных умствований стал тем, что подточило изначальные представления изнутри. Наряду с общеизвестными утверждениями вроде «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и «поэт обязан быть голодным» (да-да!) постепенно укоренялись на местности и становились проверенными островками твёрдой почвы в трясине совсем другие откровения. Если вкратце, вроде этого: «В этом мире того, что хотелось бы нам, — нет! Мы верим, что в силах его изменить? НЕТ!» Мы и не стремимся его менять. Это ВАШ мир (адресат меняется в зависимости от контекста), а нам нужен свой. И мы его себе отыщем (сделаем, купим). В общем, мы наш, мы новый мир построим. А что? Брали форты не такие солипсизм и эскапизм!
И исход начался. Многочисленные художественные направления бурно ветвились, крона отрицала свои корни — в общем, было на что посмотреть. (Да и есть.)
Театр тоже не обошло сие поветрие. Интерактивные спектакли и сценарии-экспромты оказались предтечами нового жанра: ролевых игр. Куда если попадают, то, как правило, всерьёз и надолго, ибо слишком уж соблазнительно доступной для дилетантов стала здесь возможность примерить чужую жизнь, а потом повесить её обратно на гвоздик. Погибнуть под знамёнами и за идею, которым потихоньку поклонялся, а затем встать, отряхнуться и пойти обедать.
Новое направление в искусстве начинает обрастать своими легендами и суевериями. Обозначение «хорошо намоленный полигон» уже не у всех вызывает смех или недоумение. Энергетические сущности, стоящие за «ушедшим в игру», и необъяснимые совпадения, ведущие игру по идеальному сценарию, уже не воспринимаются с недоверием. «Ролевое» творчество, не только поэтическое и песенное, в своих лучших образцах давно перестало быть жанровым. Думаю, новую жизнеспособную ветвь эволюции артистического лицедейства готовит нам именно это всё. (Или это.)
Если всё это, условно говоря, не прикончит чрезмерная «купность и массовидность». Тайные общества сильны камерностью и жёстким естественным отбором на входе. Одобрение масс погубило не одно тайное общество. Не все они были уничтожены, как тамплиеры, но, ослабив оборону против напора извне, все рано или поздно оказались размыты, потеряли скрепляющий раствор и прекратили своё существование. Так что истинный эскапист первым делом обязан овладеть высоким искусством спать с мечом.

6.01.2017.
<<<<------------------------->>>>