Трансформация мегаполиса: итоги III Московского урбанистического форума | 07.12.2013 г. в 04:59

Современные мегаполисы на всех континентах сталкиваются с необходимостью развития периферийных районов, улучшения качества жизни в них, формирования комфортной городской среды за пределами центра. Третий Московский урбанистический форум «Мегаполисы: развитие за пределами центра», дискуссии которого прошли 5 и 6 декабря 2013 года, собрал 2900 делегатов из 34 стран мира. Форум стал международной экспертной и образовательной площадкой для обмена практическим опытом и идеями, отражающими векторы развития полицентричных мегаполисов с широкими возможностями для развития человеческого потенциала.

Москва меняется и растет

Второй рабочий день Форума назван «Московским» – тематика дискуссий панельных сессий затрагивала реалии российской столицы. Выступая в рамках первого пленарного заседания «Реформы Москвы: опыт реализации, оценка результатов и значение для развития вне центра» мэр Москвы Сергей Собянин назвал главной задачей властей для развития периферийных районов столицы – соблюдение баланса между строительством жилья и созданием новых рабочих мест.

Огромный резерв для нового строительства представляют собой промзоны, в которые необходимо вдохнуть новую жизнь. «Помимо 14 зон, по которым уже принято решение, в 2014 году будет запущен основной проект – реконструкция территорий завода ЗИЛ, – сообщил мэр Москвы. – Здесь будет сохранен баланс между рабочими местами и жильем: на территории будут жить 35 000 человек и создано 45 000 рабочих мест. Инвестиции в проект реновации ЗИЛа, который рассчитан на 10-15 лет, составят 10-12 млрд долларов». По словам Сергея Собянина, важно также повышать транспортную мобильность людей, тем самым выравнивая их социальное равенство, увеличивая привлекательность удаленных районов, не допускать появление жилых анклавов, и конечно – выравнивать уровень образования и повышать качество медицинских услуг во всех районах Москвы.

Согласно прогнозам, численность населения Московского региона к 2035 году вырастет на 4 млн человек до 22,8 млн. Пассажиропоток из «Новой Москвы» увеличится вдвое до 2020 года при том, что пропускная способность текущей инфраструктуры уже исчерпана. И. о. директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Карима Нигматулина, выступая на сессии «Координация движения: мировые стандарты планирования транспортной инфраструктуры для Москвы», представила несколько вариантов развития полицентрической системы расселения: формирование компактных территориальных центров, создание транспортно-планировочных коридоров, применение оптимальных показателей транспортной доступности и планировка единого социально-экономического пространства. Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов видит транспортное будущее Москвы в дальнейшем совершенствовании системы общественного транспорта. Во главу угла ставятся его доступность, предсказуемость и комфорт. «Мы знаем все проблемные центры города, и знаем, как решать эти проблемы. Это наш ориентир для работы на ближайшие несколько лет. Реализация всех транспортных проектов Москвы в принципе невозможна за счет только бюджетных средств, поэтому мы стараемся привлекать стратегических инвесторов», - подчеркнул г-н Ликсутов.

Участники Форума уделили внимание ряду других аспектов жизни в Москве: взаимодействию властей, бизнеса и граждан, налоговым инструментам развития мегаполиса, архитектурному облику современной столицы, дизайну общественных пространств и многим другим актуальным темам.

Ключевые подходы к развитию Москвы

Итогом второго дня и всей официальной части III Московского урбанистического форума стало последнее пленарное заседание «Ключевые подходы к развитию территорий Москвы». Представители правительства Москвы и независимые эксперты обсудили самые интересные идеи из прозвучавших на Форуме, которые можно применить к развитию периферии столицы, подытожили основные выводы исследования «Археология периферии», подготовленного специально для Форума.

Управляющий директор компании Thomson Reuters Алексей Новиков указал на перекосы в экономической модели московской агломерации. Это связано с тем, что столичный рынок складывается вокруг недвижимости, которая является основным объектом инвестиций. Город, устроенный по зональному принципу, приходит к циклической деградации, когда в периферийных районах не хватает инфраструктуры. При этом разница в стоимости жилья на периферии не столь существенна, как в Нью-Йорке, где количество ценовых категорий доходит до 70.

Как отметил модератор дискуссии, старший партнер McKinsey & Company Джонатан Вотцель (Шанхай, Китай), Московский урбанистический форум прошел на высоком уровне и стал мероприятием мирового масштаба. Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, поблагодарил всех участников форума за проделанную работу и предложенные идеи. «Единый план Москвы и Московской области неизбежен и должен быть реализован. Развитие инфраструктуры и построение транспортного каркаса ключевая задача для всех территорий Москвы. Вокруг Москвы, как и вокруг Лондона, тоже есть зеленый пояс, и сегодня активно идет работа по приведению парков в порядок, чтобы их можно было использовать в рекреационных целях. Важно сохранить это природное богатство», - подчеркнул г-н Хуснуллин.

Не все идеи, высказанные экспертным сообществом, могут пройти проверку временем заметил директор программ Urban Age и LSE Cities Лондонской школы экономики и политических наук Ричард Бердетт. «Нужно пахать глубоко, а не широко. Важнее не то, что сказано, а то, что будет сделано: конкретные шаги, которые предпримут политики, чиновники завтра. Задача – создать людям интересную жизнь в том месте, где они живут», - заявил британский эксперт.

На протяжении двух дней тема Форума была одним из лидеров информационного вещания, в российской блогосфере и социальных сетях онлайн-аудитория Форума составила 384 тыс. человек. Пользователи написали более 4200 сообщений на своих страницах и в блогах. Работу Форума освещали 358 журналистов из ведущих российских и зарубежных масс-медиа. 11 часов официальный хэштег Форума #MUF2013 был в ТОПе русскоязычного Twitter.

Краткая информация о Московском урбанистическом форуме:

Московский урбанистический форум — это международная конференция в области градостроительства, урбанистки и смежных дисциплин, ежегодно проходит в Москве под эгидой Правительства Москвы. Ключевая тема Форума в 2013 году — «Мегаполисы: развитие за пределами центра». Международный партнер форума — Urban Land Institute. Московский урбанистический форум – это площадка для обмена опытом, где руководители крупнейших городов России и мира имеют возможность обсудить волнующие их темы и проекты с представителями международного экспертного сообщества.

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Misha | 19.12 15:21


24 декабря: лекция-вебинар с Алексеем Левинсоном "Археология периферии".
Задайте вопрос Главному куратору международного исследования Алексею Левинсону в комментариях к этой публикации и получите ответ в рамках прямой трансляции. Регистрируйтесь: mosurbanforum.timepad.ru/event/97631/
24 декабря в 19:00 Алексей Левинсон, куратор направления «Социология» международного исследования Московского урбанистического форума, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра», выступит на открытой лекции-вебинаре, посвященной результатам исследования "Археология периферии". Алексей Левинсон расскажет о результатах исследования "Археология периферии" по направлению "Социология" и ответит на вопросы зрителей в прямом эфире.

ответить

Добавить комментарий

Имя

Последнее из рубрики Новости