В моде - американское | 11.01.2012 г. в 11:19

Аккурат на Рождество пришло известие об очередной победе Hyundai: корейцам удалось переманить дизайнера, ни много ни мало, из самого BMW!

Кристофер Чепмен (к известной российской шпионке Анне Чепмен отношения не имеет) родился в Пасадене (Калифорния) и учился в Art Center College of Design в том же Солнечном штате. Уже через четыре года после окончания колледжа его дебютный внедорожник Isuzu XU-1 был признан лучшим концептом Токийского автосалона 1993 года (напоминает пресс-релиз Hyundai). После чего Крис был приглашён в американское дизайнерское подразделение BMW, которому отдал 17 лет. Чепмен работал над внешним видом X5 Sport Activity, X Coupe и концептом CS1. Позже руководил разработкой новых X5, X3, Z4 и хэтчбека 1-й серии (E87). В 2008-м назначен директором отдела транспортного дизайна BMW DesignworksUSA, разрабатывающего дизайн не только автомобилей, но и самолетов, яхт и даже поездов метро. А вот деталь, которую почему-то упускают из виду: BMW DesignworksUSA был создан при активном участии другого выпускника Art Center College of Design и тёзки Чепмена – Криса Бэнгла. Он возглавлял BMW Group Design Development с 1992 по 2009 годы. Атака на дизайнерский консерватизм BMW, совершённая под командованием Бэнгла, была неслыханной дерзостью! Это и концептуальные Z9 1999 года, Z4 и M Coupe, с предельной выразительностью воплотившие стиль «flame surfacing», новые 1-я и 3-я серии, «семёрка», за которую Бэнглу конкретно досталось… Крис курировал разработку моделей 5-й и 6-й серий, кроссоверов Х3, X5, X6, а также Mini, Rolls-Royce и мотоциклетную гамму BMW. Радикальные перемены в стиле вызвали, мягко говоря, неоднозначные оценки как профессионалов, так и общественности (достаточно вспомнить петицию с 13700 подписями, направленную против Бэнгла фанатами BMW).

Позволим и себе добавить этой неоднозначности. Но не станем обсуждать ЛИНИИ – это, действительно, дело вкуса. Оба американских Криса демонстрируют редкое единство взглядов в творчестве – сказывается общая alma mater. Попробуем взглянуть шире.

Ясно, что дизайнер творит не в атмосфере абсолютной свободы, а выполняет задание, определяемое маркетологами. Экономика, жесточайшая конкурентная борьба нынче требуют, чтобы автомобильная компания была представлена во всех сегментах рынка. Раньше «массовая» линейка BMW была относительно короткой. Если человек стартовал с «трёшки», то с ростом благосостояния мог пересесть на «пятёрку», а коли становился боссом, то позволял себе «семёрку». Если же он вдруг захотел бы «вести активный образ жизни» на джипе или подарить дочери маленькую машинку, то эти потребности приходилось удовлетворять у других производителей. Задача: сохранить лояльность бренду покупателя, чего бы тот ни пожелал! И вот появляются Х5 и «единичка». На мой вкус и «Иксы», и «единичка» – уроды. Не сами по себе, но в ряду BMW! Ни капли не сомневаюсь в гении немецких автомобильных инженеров. Более того, знаю точно, что они воплотили в своих продуктах настоящие внедорожные качества. Это касается не только Х5 от BMW, но и Cayenne от Porsche, и Touareg от Volkswagen. Прогресс не остановить. В прежние времена, чтобы джип получился удачным, необходимо было владеть спецификой темы, иметь «школу» и «традиции». Тут уместно привести историю от Mercedes. Знаменитый Gelandewagen не был разработан на Daimler-Benz. На свет божий его произвела австрийская компания Steyr-Puch, ещё с конца XIX века занимавшаяся вооружениями и армейским внедорожным транспортом. Экономика заставила австрийцев избавиться от джипа, а немцев – подхватить замечательную конструкцию и расширить спектр своего бренда в несколько неожиданном направлении. Сегодня информация имеет обыкновение разгуливать свободно, отчего понятие «опыт конструирования» несколько девальвировало: если постарается, то любой производитель сумеет разработать и построить хоть джип, хоть спорткар. Но…

Во времена оны, коли джентльмен хотел «соответствовать», он должен был носить итальянские туфли, английский костюм, пользоваться французским парфюмом и ездить на немецком авто. Злейшие конкуренты – BMW и Mercedes – предлагали ему классические седаны. Аскетичную спортивность обеспечивал своими суперкарами Porsche. Конечно, существовали и роскошный Rolls-Royce, и запредельный Ferrari, но это чистой воды эксклюзив. Согласитесь, что джипы двух последних марок тоже выглядели бы уродами в своих семьях. Хотя уже ходят слухи, что подобное может случиться… Ведь изыски двух Крисов хоть и царапнули нежные души приверженцев классических BMW, но подняли продажи марки. Особенно на североамериканском рынке. А он остаётся целью №1 для ВСЕХ автопроизводителей мира. Перефразируя известную поговорку: когда говорят деньги, вкусы молчат… Да и какие вкусы у нуворишей?

Вернёмся от общего к частному. Бренд Hyundai куда моложе бренда BMW. У него просто нет традиций, нарушение которых могло бы задеть чьи-то чувства. Да и покупатели «корейцев» – народ попроще. Автомобильное направление могучего южнокорейского чеболя бурно развивается, переманивание дизайнера из BMW тому подтверждение. Американец, понимающий вкусы соотечественников, несомненно, поможет в завоевании тамошнего рынка. Чем это чревато для рынка российского? Скорее всего, продукты, ориентированные в первую очередь на США (Santa Fe, Grandeur), но продаваемые и у нас, будут отмечены почерком Чепмена. Возможно, что следующее поколение Solaris, спроектированного специально для отечественного рынка и выпускаемого на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, станет «поамериканистее». Ведь для массового российского покупателя ещё долго главным критерием выбора автомобиля будет оставаться его цена, а не авторские изыски дизайнера…

Алексей Солопов
Фото: cardesign.ru

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

| 11.01 22:16

бред какой-то. на тазики тош дизигнера с мерсика украли,а толку...

ответить

Добавить комментарий

Имя