Две ипостаси металла в Музее Пушечного двора | 04.03.2015 г. в 18:02

4 марта в Музее Пушечного двора открылась выставка «Клинки и колокольчики». В стенах одного музея расположились грозное оружие и мирные колокольчики.

На примере сабель, шашек, ножей, кинжалов, тесаков российских и европейских мастеров XIX-XX века можно проследить процесс модификации оружия. Многие из экспонатов применялись в реальных сражениях периода Первой и Второй мировых войн и на них хорошо читаемы клейма производителей и инспекторской приемки. Большое внимание в оружейной части выставки уделено штыкам. Они здесь к российским, французским, итальянским, японским и германским винтовкам. Сравнивая российские и европейские образцы, становится понятно, почему так все боялись русского штыка: именно им наносились особо опасные колотые раны.

История колоколов насчитывает более 4000 лет. Они широко использовались и используются в религиозных целях, в качестве музыкального инструмента в оркестре, на флоте. В России колокольчики широко применялись, как сигнальное ездовое средство. Такие колокольчики стали называться поддужными. Появление поддужных колокольчиков во второй половине XVIII века связано с трудностями передвижения по протяженным русским дорогам. Звон от маленького колокольчика, привязанного к середине дуги почтовой тройки, был далеко слышен и заблаговременно предупреждал о приближении экипажа или возка к тому или иному населенному пункту, а также предотвращал дорожно-транспортные происшествия.

На выставке «Клинки и колокольчики» можно увидеть поддужные бронзовые колокольчики, отлитые в конце XIX – начале XX века, в основном, пурехскими (Нижегородская губерния) мастерами. Изделия этого центра отличаются многообразием форм и орнаментов. На некоторых из них можно увидеть надписи, к примеру «Дар Валдая» или «Валдай». Именно Валдайские колокольчики были самыми известными и популярными на Руси. Со временем появилось много конкурирующих центров литья. Первые годы пурехские мастера отливали колокольчики, стараясь подражать валдайским мастерам, но вскоре сложился новый тип пурехского колокольчика. Их форму назвали «Дар Валдая» и поместили аналогичную надпись на сами изделия. На некоторых колокольчиках писали «С серебром». Серебра в них могло и не быть, но считалось, что у посеребренных колокольчиков было особое звучание. Все колокольчики в экспозиции выполнены в основном из бронзы, за исключением нескольких любопытных экземпляров. Они выполнены из меди и сразу же выделяются среди своих «товарищей» по форме.

Русский колокольчик – это не просто сигнальное ездовое средство, но и народное слово, увековеченное в бронзе. Тексты на колокольчиках рассказывают о мастере, месте и дате изготовления изделия, памятной причине выпуска изделия. Указание имени является весьма редким исключением из общего правила, согласно которому изделия народных промыслов обычно оставались безымянными.

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Добавить комментарий

Имя

Последнее из рубрики Новости