Талоны есть. А оно вам надо? | 28.12.2011 г. в 13:16

С Нового года вступили в силу новые правила проведения технического осмотра автомобильного транспорта. Шумную кампанию по их изменению любой желающий мог отследить в СМИ. Хотя, если честно, заинтересовать сей процесс мог только специалистов: рядовых автомобилистов интересует только результат. О результатах, да ещё с комментариями, чуть ниже. Сперва о процессе. Результаты ведь стали воплощением чаяний народных: автомобилисты не так давно оказались «социальной силой», элементом «гражданского общества».

Итак, некоторое время назад этот самый элемент воспротивился техосмотру автомобилей. Протест длился не один год. Из Казани его можно было рассматривать, так сказать, с академическим интересом. Не хочется быть уличённым в подхалимаже, но ГАИ республики всегда уделяла внимание этой ежегодной обязательной для всех процедуре и давно накрыла Татарстан сетью пунктов прохождения ТО. Недовольные есть всегда, но в целом ситуация автомобилистов устраивала. Статьи о том, что в Москве люди стоят в очередях на ТО сутками, вызывали лишь недоумённые ухмылки. Говорят, что это происходит не только в Москве. Ходили разговоры, что осмотр многие годы был чуть ли не самой коррумпированной процедурой, исправно кормившей толпы жадных оборотней в погонах. В итоге общество раскалилось настолько, что президент Медведев в сердцах предложил вообще техосмотр… отменить. Ну, с президента-то чего взять? Он юрист, а не автомобилист, знания о том, что ТО существует и в таких сугубо автомобильных странах, как США и Германия, может и не иметь. А что уж ему подсказали многочисленные советники, нам неведомо.

Вернёмся, однако, к результатам и некоторым рекомендациям.

ГИБДД технический осмотр НЕ проводит. Авторы новых правил надеялись (подобно Гайдару эпохи шоковой терапии), что могучая рука рынка всё расставит по местам: дескать, ночное стояние в очередях демонстрирует спрос, что не может не вызвать предложения. А для этого достаточно разрешить заниматься осмотром всем желающим. Разрешает теперь Российский союз автостраховщиков. Однако, разрешать, даже в заявочном порядке, оказалось… некому. Проведение техосмотра требует наличия специалистов, оборудования и помещения. Говоря экономическим языком – вложений. Окупаемость этих вложений представляется бизнесу сомнительной. Даже в насыщенной автотранспортом Москве. В Татарстане единственной структурой, желающей заниматься ТО и имеющей для этого специалистов, оборудование и помещения оказалось ОАО «Таттехконтроль», созданное ещё в 2007 году на базе, построенной ГИБДД. Так что добро пожаловать по известным адресам! Теперь при прохождении процедуры вам не надо платить госпошлину, а стоимость ТО легковых автомобилей в Татарстане утверждена 27 декабря в 400 рублей.

Административная ответственность за отсутствие талона на автомобиль отменена. То есть, инспектор ДПС, остановивший вас для проверки документов, спрашивать его не имеет права. Однако, полис ОСАГО, без которого ездить нельзя, вам продадут только при наличии талона ТО. Авторы новых правил почему-то просмотрели здесь «коррупционную составляющую». Может ли «бабушка-агент» (а таковых не мало!) «повестись» на предложенные ей небольшие деньги и сжалиться и выписать полис без талона или не разглядеть, что талон ей предоставили липовый? Да. Может ли РСА проконтролировать ВСЕХ страховых агентов? Нет. Более того, много лет муссируется создание единой для всех страховщиков базы данных, где бы учитывались страховые случаи, выплаты, сами полисы и т.д. База такая до сих пор РСА не создана и перспективы её туманны, поскольку страховые компании ох как боятся перетекания клиентов к конкурентам.

Сами новые правила изобилуют многочисленными прорехами. К примеру, ТО требуется для легковых автомобилей массой до 3,5 тонны. «Хаммер» и «Майбах» весят поболе, как и любой бронированный «Мерседес», которые в Казани имеются.

Список проверяемых параметров существенно сокращён. Появились публикации, что теперь ДОПУСКАЕТСЯ установка ксеноновых ламп. Очень не рекомендуем пользоваться этим (и некоторыми другими) советами. На ТО этот параметр действительно не будет контролироваться. Однако, технический регламент, которым руководствуется ГИБДД, никто не отменял. Как и право этой структуры В ЛЮБОЙ МОМЕНТ проверять автомобиль на соответствие требованиям этого регламента. Независимо от наличия или отсутствия означенного талона ТО. Может ли инспектор ДПС «на глазок» определить это соответствие? Конечно, нет! Но ГИБДД Татарстана закупила специальные передвижные посты технического контроля – «Газели» с прицепами. На сегодняшний день их 14, планируется приобретать ещё. За образец взята работа в этом направлении шведской дорожной полиции.

И последнее. В декабре в СМИ было много шума по поводу неурегулированности ситуации с самими талонами ТО – в некоторых регионах ожидается их дефицит, поскольку Гознак не напечатал их в потребном количестве. В Татарстане талонов достаточно и перебоев в их выдаче не ожидается.

Алексей Солопов
Фото: Артем Агалаков

 

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Добавить комментарий

Имя