Лев Жаржевский вспоминает о городском транспорте Казани | 04.01.2012 г. в 18:05

"И на Гладилова не открою!", - этими словами водитель троллейбуса-«четверки» уже на середине Кировской дамбы предупреждал пассажиров. До этого не были открыты ни средние, ни задние двери на предыдущей остановке, и всем приходилось продавливаться к передним и предъявлять пробитый талон. Визг, детский плач и тяжелая ненависть наполняла переполненный троллейбус. Заметим кстати, что документ о сооружении в Казани первой троллейбусной линии подписал не абы кто, а сам предсовмина тов. Сталин.

После этих слов мне не остается ничего иного, как пуститься в воспоминания о казанском городском транспорте примерно сорокалетней давности. Первое, что сейчас бросилось бы в глаза, это общая умеренность движения. В силу городской топографии были, конечно, всегда напряженные направления (например по дамбам), но это была относительная напряженность. Второе, что не ускользнуло бы от внимания – это узость проездов, сейчас они по большей части значительно расширены за счет зеленых посадок, иногда за счет разделительных полос и очень часто за счет тротуаров. Третье: до половины двенадцатого ночи можно было сесть в трамвай или троллейбус, подождав, конечно, больше обычного. Ну и четвертое: очень часто использовались двухвагонные трамвайные поезда.

Tramvai.jpg 

Исторически сложилось так, что основу гортранспорта в Казани составляли трамваи, к ним потом присоединился троллейбус. Маршрутная схема отличалась продуманностью и устойчивостью. Это сейчас можно вложить безумные деньги в капитальное обновление трамвайных путей по Пушкинской и Карла Маркса, а через пять лет выкорчевать там трамвай вообще. В те времена так не шалили. Особой красотой трамваи не отличались, комфортом тоже. Старые деревянные, обшитые тонким стальным листом, мытищенские вагоны постепенно заменялись рижскими с большими буквами RVR (Rigas Vagonu Rupnica) впереди. Лишь недавно последние такие вагоны исчезли с бывшего второго маршрута. Заглядывая в далекое прошлое, хочу развеять заблуждение насчет того, что трамваи всегда были красными, а троллейбусы первой поры сине-кремовыми. Я отлично помню голубые вагоны «девятки» и шоколадно-желтые троллейбусы: именно на таких мы с бабушкой ездили со «Старого управления» (сейчас это ул. Восстания) до ул. Жданова, когда нужно было попасть на Архангельское кладбище. Надо сказать, что такая дальняя и по сегодняшним меркам поездка была непродолжительной. Троллейбус нигде не кружил, а шел прямо по улице Баумана через Кольцо на Жданова и разворачивался в районе ул. Шаляпина, тогда Оренбургской. Частых остановок он не делал: Декабристов (нынешняя «ДК Химиков»), Школьная (в районе «Тандема), Чистопольская, Козья (Рабочая), Кремлевская (у Никольской церкви на Баумана), Пионерская (Джалиля), Международная (Кави Наджми), пл.Куйбышева, остановка в Суконке (уже забыл название) и конечная Жданова. Всё. Первой пополнила этот краткий список остановка Тверская, а потом пошло-поехало: перекрестки, светофоры, новые остановки, закрытие Баумана для транспорта – и поездка стала путешествием. Но все это времена плюсквамперфектум, поэтому переместимся сразу в середину семидесятых. Кондукторов в транспорте не стало еще с августа 1960 г.. Строители коммунизма опускали свои 3, 5 или 6 копеек в кассы и отрывали билет. В июне 1978 казанский трамвай стал не только бескондукторным, но и бескассовым : пассажир должен был пробить компостером заранее купленный талон. На остановках расплодились специальные скворечни для их продажи, купить их можно было и у водителя. Популярны был проездные билеты, особенно среди школьников и студентов. Новостью они не были – ими пользовались аж с 1957 года.

Troll.jpg 

Автобус в Казани в те времена был на вторых ролях: он ходил в основном в удаленные поселки в городской черте, иногда немного выходя за нее. Но именно с середины семидесятых, когда жилищное строительство на окраинах набрало серьезные обороты, начинается быстрое развитие автобусной сети. До армии приходилось месяца три ездить на строившийся тогда (начало 1963 г.) Оргсинтез. Ездили на Икарусе-гармошке ранней модели по 12 маршруту. Ходили 652-е ПАЗики по Восстания, но куда – не вспомню, потому что пользовался ими крайне редко. Потом стали появляться ЗИЛ – 158. Вообще же впечатление такое, что самая массовая марка городского автобуса ЗИС-155 была в Казани редка. А семидесятые-восьмидесятые прошли под знаком Икарусов и ЛиАЗов. Последний ЛиАЗ, в обиходе ласково называвшийся «скотовозом», удостоился в Казани даже установке на постамент. Что было потом, помнят все: подержанные турецкие Мерседесы, чешские Каросы, со сборкой которых что-то не срослось в Зеленодольске.

О такси воспоминания будут поневоле отрывочными: я, как и большинство казанцев, прибегал к их услугам эпизодически. Чаще всего это были поездки от родственников из Соцгорода, доставка больной матушки в разного рода медицинские заведения и оттуда домой, возвращение с Оргсинтеза домой после второй смены. В последнем случае надо было еще добраться до Соцгорода – там у такси была стоянка. Стоянки такси и что-то вроде диспетчерских были у ресторана «Маяк» на Декабристов, у аэропорта и вокзала, на Кольце и на ул.Кирова. Поначалу парк такси состоял из Волг ГАЗ-21, потом из них же и «новых» Волг ГАЗ-24, а потом только из последних. Тариф 10 копеек за км и 10 коп. за посадку держался долго, но все же не устоял и однажды взору предстала дивная картина – стайка машин с зелеными огоньками на стоянке и игнорирующие их люди рядом. Оказывается, в тот день тариф был удвоен. Потом все устаканилось – народ привык. Помнится еще одна подробность, касающаяся тарифа на такси: самой дорогой была поездка на «Волге – сарае», так именовали нечасто встречавшуюся Волгу-универсал.

Под занавес, как и положено, расскажем пару курьезных историй. Обе они связаны с трамваем и воздушной стихией. Вот первая, тут мы уступаем слово репортеру «Казанского Телеграфа» писавшему в номере за 11 августа 1909 г.: "Полет состоялся около 8 часов вечера, несмотря на дождь. Он стал 409-м в жизни Древницкого. Чуть не произошла катастрофа. Шар с места рванул в высоту много выше той, что была раньше. Древницкому не удалось отделиться с парашютом, и он стал спускаться с шаром. Шар, стремительно падая, мог перевернуть парашют. Исключительное самообладание Древницкого позволило ему приземлиться около Евангелистовской церкви... Шар повис на трамвайных проводах... Древницкому удалось уклониться от проводов и он сел на берегу Кабана." Речь идет о безумно отважном воздухоплавателе Швамбаум-Древницком, часто посещавшим Казань, место действия – район ресторана «Афродита».

Второй случай был 31 год назад, 26 ноября 1980 г. При перегоне трех военных вертолетов КА-27 из Кумертау в Казань из-за полной выработки топлива в одном из них, он аварийно приземлился на перекрестке улиц Восстания и Декабристов, столкнувшись при этом с трамваем. Вертолеты эти принадлежали 830-му отдельному противокорабельному вертолетному Киркенесскому Краснознаменному полку авиации Северного Флота. Говорят, что с тех пор полковые остряки переименовали противокорабельный полк в «отдельный Казанский противотрамвайный». Пишут также, что жертв и значительных разрушений не было.

Лев Жаржевский
Фото: parovoz.com

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Читатель | 04.01 20:30

Спасибо Льву Моисеевичу за прекрасный исторический экскурс!

ответить

Пичатель | 04.01 20:54

Ни о чем. Есть гораздо более информативные материалы о казанском транспорте.

ответить

Ян | 05.01 00:41

А я на одном дыхании прочел

ответить

AdM | 07.01 12:13

Последние 2 абзаца можно было не добавлять, ну и фоток побольше.
Случай с вертолетом в отдельную статью!

ответить

Тим | 13.01 16:05

Спасибо за прекрасные истории! Продолжайте, пожалуйста, подобные публикации!

ответить

Добавить комментарий

Имя