Вячеслав Лысаков: «Либерализация коснется всех честных водителей» | 29.03.2012 г. в 18:46

Государственная Дума намерена провести большую реформу по либерализации законодательства, регулирующего права автовладельцев и водителей. На Охотном ряду разработаны несколько революционных законопроектов: отмена лишения прав за выезд на «встречку», возвращение предельно допустимого уровня алкоголя в крови водителя, 50% скидка на штрафы, отмена административного ареста неплательщикам штрафов. KazanWeek поговорил с инициатором всех законопроектов – первым заместителем председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеславом Лысаковым.

- Вячеслав Иванович, какую реформу готовит Государственная Дума?

 - У нас сейчас четыре законопроекта. Расскажу обо всем по порядку. Самый первый предусматривает отмену административного ареста для водителя, не погасившего штраф. Но это только в том случае, если штраф не уплачен в первый раз. Сейчас неплательщик рискует по решению суда быть арестованным на 15 суток.  Я считаю, что это жестокое, неадекватное наказание для водителя, несоответствующее тяжести деяния. У нас есть случаи, когда человек не заплатил штраф в 100 рублей и сидит в изоляторе временного содержания в ужасных условиях, где можно запросто подхватить целый букет заболеваний.

- Вас могут обвинить в защите должников?

- Я не защищаю должников. Я считаю, что если ты нарушил ПДД, то твой гражданский долг погасить штраф. Но в жизни все бывает. Человек забыл, закрутился, у него мало времени. Вы же видите у нас в банках большие очереди. Несовершенная электронная система. Уверен, водителя на первый раз можно простить. Собираемость штрафов в России, к сожалению, менее 50%.

- Вы считаете, что отмена административного ареста уменьшит этот показатель?

- Отмена ареста - это только первый этап по наведению порядка в этой сфере. То есть водитель, впервые не уплативший штраф, должен отвечать только финансово. Удвоение штрафа – это нормальная санкция. Если водитель во второй раз не платит штраф, то можно говорить о системности нарушения. Значит он человек неаккуратный и недисциплинированный, может быть, игнорирует Закон. В этом случае по решению суда может быть назначен административный арест.

- Какой второй этап?

- Вслед за первым законопроектом был отправлен другой. Сейчас при вынесении штрафа дается 10 дней на его обжалование и 30 дней на оплату. Дисциплинированные водители, которые выплачивают штраф до вступления в силу поставновления о наложении штрафа, должны иметь льготу в 50% от суммы штрафа. Делается это для того, чтобы стимулировать автовладельцев к уплате.

- Такая практика существует в других странах?

- Конечно. В Европе так делается. В этом смысле я не придумал ничего нового. Я действую по той концепции, которую как 1-й заместитель председателя комитета Госдумы постараюсь претворить в жизнь.

- Какие еще законопроекты вы вносили?

- Законопроект о «встречке». Я предлагаю водителя, виновного в выезде на полосу встречного движения, в первый раз не лишать прав, а ограничиться штрафом в 4000 рублей. То же касается и выезда под «кирпич» на полосу с односторонним движением.  Нарушивших в первый раз – штрафовать. Нарушивших повторно лишать прав.

- То есть речь идет о кампании либерализации по отношению к автовладельцам?

- Да, это либерализация. Она должна коснуться нормальных, законопослушных автовладельцев. Таких, я уверен, в России большинство. Им я предлагаю определённые скидки и преференции. У нас, к сожалению, нет ни одного закона, который бы поправлял автомобилиста, протягивал ему руку помощи. Наши законы, касающиеся водителей, имеют репрессивный характер. В народе это называют «закручиванием гаек». Я считаю, что репрессии надо проводить по отношению к злостным нарушителям, прежде всего к тем, кто пьет за рулем.

- Вы не считаете ошибкой отмену закона о 0,3 промилле алкоголя?

 - Считаю. Я буду предлагать возвращать промилле. Уверен, что «обнуление» было ошибкой.  Во-первых, абсолютного нуля нет нигде.  Во-вторых, есть погрешности при измерении. Есть  алкогольный внутренний фон у ряда больных хроническими заболеваниями. Такой фон возникает при употреблении некоторых лекарств, при употреблении продуктов, вызывающих брожение.

- Многие воспринимают 0,3 промилле как отмену сухого закона за рулем.

- Это не так. Возвращение промилле - это не разрешение выпить. Это способ четкого различения: пьяный водитель – трезвый водитель. У нас в этой системе двойные стандарты, к сожалению. Например, произошло ДТП. Кто-то пострадал или погиб. Эксперты берут кровь на анализ. Если уровень алкоголя свыше 0,5 промилле, то пострадавший признается пьяным. Если меньше – считается, что человек был трезвый. Почему для погибших одни критерии, а для живых совершенно другие? Ведь сейчас достаточно сотой доли промилле, чтобы лишить водителя прав.

- Как, по-вашему, должно происходить освидетельствование водителя?

- Оценка должна осуществляться с учетом его конституции, физиологии, клинической картины. Я считаю неправильным решать судьбу водителя только по одним показателям, без учета клинической картины и погрешности приборов. Мы зачастую наказываем людей, которые не пили, садясь за руль. А вот в отношении тех, кто пьет и садится за руль, ответственность необходимо ужесточать. Вплоть до конфискации транспортного средства и уголовной ответственности.

- Это ваш следующий законопроект?

- Да. Есть еще одна категория водителей, которые никогда не имели водительских прав, а садятся за руль. Помните, как в Рязанской области пьяный негодяй врезался в строй курсантов и убил шестерых молодых ребят. Этого преступника ловили неоднократно. Сажали на пять, семь, десять суток. Он выходил и снова садился пьяным за руль. Езда без прав наказывается административным арестом на 15 суток. Сравните, пожалуйста, это нарушение с неуплатой штрафа. Это же несоразмерные нарушения. А караются одинаково. Я же предлагаю за такие нарушения ввести уголовную ответственность и лишение свободы. В крайнем случае к таким безответственным водителям применять финансовую ответственность в виде конфискации автомобиля. Но это надо делать с возвращением промилле. Иначе мы пересажаем всю Россию.

- Ваши законопроекты будут приняты на этой сессии Госдумы?

- Все законопроекты, надеюсь, будут приняты на весенней сессии. Я также надеюсь, что законопроект о возвращении промилле мы успеем внести. Но легко сказать – сделать трудно. В Думе сейчас  напряженный график. Идет политическая  и избирательная реформы. Что касается «встречки», отмены админареста и сокращения суммы штрафа, то эти законопроекты уже внесены. Мы разослали их по субъектам Федерации. Ждем заключение от регионов и заключение из Главного правового управления администрации президента России.

-  Что говорят в администрации президента Медведева?

- В Правовом управлении у меня были неформальные консультации. Особых возражений и явного неприятия я не встретил. Тем более что останавливаться в реформе мы не намерены. Есть продолжение темы по поводу штрафов. Я думаю, мы перейдем к начислению пенни по штрафам. Чтобы не государство бегало за неплательщиком, а должник бегал за государством. Если неплательщику включат счетчик и его условная тысяча превратится в двадцать тысяч, тогда должники сто раз подумают.

___________________________________________________________________________________________________________ 

В отделе пропаганды ГИБДД РТ сообщили, что с начала года по республике за нарушение срока оплаты штрафов по административным правонарушениям на дорогах к ответственности привлечены 1663 человека. Из них судами были привлечены к административному аресту 250 человек. Инспекторы пропаганды сообщили, что во время вынесения наказания судьями, помимо всего прочего, учитывается характеристика человека,  а такая мера, как арест, применяется только к злостным неплательщикам или антисоциальным гражданам. Все остальные наказываются увеличившимися штрафами. Кроме этого в отделе пропаганды напомнили, что сейчас существует возможность оплаты штрафа в рассрочку. Комментировать законопроект полицейские отказались.

Региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане Рамиль Хайруллин скептически относится к предложению Вячеслава Лысакова. «Давайте еще официально «скидки» введем к мерам, предусмотренным Уголовным кодексом», - иронизирует Хайруллин. По его мнению, те, кто не платит, так и будут продолжать это делать и такая мера в этом вопросе не поможет. С другой стороны, Хайруллин предлагает вариант о выборе наказания самим неплательщиком. «У всех разные причины по неоплате штрафа, и загонять всех под одну гребенку неправильно. Я считаю, что  нарушитель вправе иметь  выбор наказания в жестких условиях. Судья ему должен предложить либо он в течение некоего короткого времени оплачивает штраф, либо идет под арест», - считает представитель ФАР в республике.

Нужно ли, чтобы водители, которые вовремя оплачивают штрафы, получали скидку
Да, таких людей надо поощрять
Нет, это несправедливо
У меня нет денег, чтобы платить штрафы даже со скидкой
Я пешеход

Ян Гордеев
Шишкин Антон
Фото: mk.ru

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Илья Шалман | 29.03 22:13

Автомобилисты - самая бесправная часть российского общества. Нас штрафуют по делу и не по делу, как полицай решит, а уж лишение прав, это отдельная песня, тут уж мировые судьи бьют всех без жалости. Вина водителя презюмируется (ст. 1079 ГК РФ) на абсолютно конституционном основании. ГАИшник всегда прав, как покупатель в Эдельвейсе. Вы повезёте смертельно больного или раненого человека, будучи слегка подшофе, это называется "действием в состоянии крайней необходимости". Но ни один судья не признает, что вы невиновны. У него тоже "палочная" система отчётности. И ЭТА Дума провалит все поблажки, о которых тут написано. Увы...

ответить

Алина С. | 30.03 08:21

Штрафы платить надо вовремя. Другой вопрос - справедливо ли назначены эти штрафы ?! А если справедливо - для чего тогда поощрение ?! Арест за мелкий штраф вообще жуть какая-то !!! Чет все как-то...не совсем логично что ли...

ответить

Дамир | 04.04 13:14

Считаю, что штрафов много от того, что часто законы нелепые. Ограничения скорости в 60 и 90 км/ч были введены когда автомобили быстрее и ездить не могли. Дороги надо делать, а не Радары!!!

ответить

Добавить комментарий

Имя