Юрий Ларионов: «Правительство к нам не ходит» | 23.01.2012 г. в 14:00

KazanWeek отправился навстречу XXX Шаляпинскому фестивалю. В кабинете Юрия Павловича Ларионова, заместителя директора Татарского академического театра имени Мусы Джалиля по зрительской части мы разузнали все подробности этого грандиозного события в российской культуре.

На Шаляпинский фестиваль съезжаются артисты со всей страны: это солисты  ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Честью принять участие в казанском оперном форуме считают певцы и дирижеры из Европы и  США. Москвичи признаются, что не смогут увидеть у себя в городе то же самое.

«Самая яркая звезда этого фестиваля - Рене Папе, - говорит Юрий Ларионов, - Папе будет петь заглавную партию в спектакле «Борис Годунов».

- Чем принципиально отличается Шаляпинский фестиваль от его российских аналогов?

- Казань по праву гордится тем, что является родиной старейшего в России оперного фестиваля. Аналогов Шаляпинскому на постсоветском пространстве просто нет. Наш фестиваль отличается качеством представленных постановок - мы не можем себе  позволить сценической неряшливости, неразборчивости в выборе солистов: наш зритель этого просто не поймет. Мы воспитали особую фестивальную публику - с хорошим вкусом, способную отличить талантливого певца от посредственного.

- Из года в год цены на билеты фестиваля повышаются?

- Не столь значительно. Это связано с тем, что основной контингент наших зрителей - представители интеллигенции с их небольшими зарплатами. Билет на самого Рене Папе в роли Бориса Годунова стоит всего 1000 рублей. Для жителей Татарстана с их уровнем доходов, считаю,  это приемлемо.

- Ходить на гала-концерт Шаляпинского фестиваля стало модно?

 Вы говорите о гала-концерте, а ведь фестиваль состоит не только из него. Богатые люди - не наш каждодневный зритель, который разбирается в искусстве. Гала-концерт и рядовой спектакль фестиваля посещает разный зритель.

- Как влияет повышение цен на билеты на состав публики?

- Это как многослойный пирог. С одной стороны -  зарабатывание денег. С другой  - мы действительно формируем зрительскую аудиторию. В своё время наш драматург Николай Островский говорил, что, повышая цены на билеты, мы теряем важных зрителей – студентов с галерки, которые как раз и формируют  отношение публики к происходящему на сцене. Студенческий зритель расставляет акценты: они смеются, хлопают, молчат там, где это нужно.

- Кто-то из республиканского правительства будет на Шаляпинском фестивале?

- Министр культуры, скорее всего. Ждем Президента и представителей бизнес-элиты.

- Не обидно, что важные гости чаще посещают спортивные мероприятия, хоккейные матчи, чем оперный театр?

- Обидно. Но надеюсь, что ситуация с этого года изменится. Ведь в наш театр артисты со всего мира приезжают постоянно, не только на фестивали. Вообще, у нас такая схема: высокое качество независимо от времени спектакля. Именно поэтому  мы уже много лет наблюдаем стопроцентную загруженность зала. Мы единственный театр России, который так работает. Поют только лучшие.

- Фестиваль окупается?

- Никогда оперные спектакли, тем более фестивальные, не будут окупаться. Цены на билеты и затраты, которые несет театр, просто несопоставимы. В Германии как-то провели эксперимент: повышали цены до тех пор, пока оперу не перестали посещать. Не окупилось. Мы планово-убыточное предприятие, и государство нас должно хорошо дотировать, если хочет иметь конкурентоспособный коллектив на мировом уровне. Оперный театр – это показатель уровня культуры региона и страны.

- Какое место, по вашему мнению, занимает Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля в России? Соответствует ли он статусу третьей столицы?

- Безусловно. Авторитетный журнал Forbes два года назад провел исследование и поставил казанскую оперу в рейтинге театров Росии на второе место после Большого театра Москвы! Причем, в расчет брались только экономические показатели - уровень заполняемости зала, количество спектаклей, количество зрителей...

- Фестиваль развивается?

- Да. Это видно хотя бы по уровню приглашаемых солистов.

- А по организации?

- По организации тоже. В этом году в программу фестиваля впервые включен сппектакль-гость - постановка Мариинского театра "Очарованный странник". К нам приедет 174 человека из труппы Мариинского театра - солисты, артисты хора, оркестра, технический персонал. Привозят свои декорации, костюмы, реквизит...   Всех надо встретить, разместить. Отмечу, что справляются с этим всего четыре человека. В других театрах, в том числе московских, создают для этого комиссии. Мы не боимся приглашать на наши фестивали авторитетных критиков, представителей таких изданий, как "Коммерсант", "Российская газета", "Независимая газета". Мы прислушиваемся к их мнению и растём как творческий коллектив.

- После ваших слов хочется пойти в театр немедленно...

- Надо ходить и слушать оперу. Классическая музыка каким-то непонятным образом поднимает нас над суетой, делает чище и здоровее. И в отличие от современных ритмов не разрушает организм.

- Что будет самым интересным на фестивале?

- Всё будет интересно. Даже по составам я вижу, что зрители останутся под впечатлением до следующего года.

- А все же...

-  Что-то одно выделить очень трудно. Но если вы настаиваете, назову. «Лючия ди Ламмермур» - спектакль, номинированный на соискание Российской премии «Золотая маска». Эту постановку 2 апреля мы покажем в Большом театре в Москве.  «Борис Годунов» с Рене Папе, "Очарованный странник" с Валерием Гергиевым, и конечно, наша премьера  - «Евгений Онегин», музыкальным руководителем и дирижером которой является Михаил Плетнев!

- Как привлечь тех людей, которые считают оперу скучным занятием?

- Тут необходима реклама. Мы знаем, как всё правильно сделать. Но опять же необходимо дополнительное финансирование. Очень трудно найти спонсоров - они просто не понимают, зачем им вкладывать деньги в один из лучших театров страны и какая с этого будет отдача. Что ещё раз говорит о культуре наших бизнесменов. До этого надо дорасти.

- С кем вы ведете переговоры о спонсорстве?

- Например, вели переговоры со «Спурт-банком». Вроде бы даже получили их согласие, но потом они просто перестали с нами контактировать.

- Без объяснений?

- Без объяснений. Есть, впрочем, исключения. На протяжении нескольких лет нашим генеральным партнером является компания "Ак Барс Девелопмент" с их проектами - "Солнечный город", "Чистое небо", «Берег». Мы плодотворно сотрудничаем с Казанским вертолётным заводом. Ну и конечно, «Вечерняя Казань» - наш информационный спонсор на протяжении 25 лет!

Дарья Мазитова

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Очевидец | 23.01 20:29

Если правительство придет на оперу, из-за храпа артистов слышно не будет)

ответить

Алена | 10.02 12:03

О каких мировых звездах они говорят? приглашают не понятно кого,что на Шаляпинский, что на Нуриевский фестиваль.

ответить

Зритель | 15.02 00:52

Алёна, как жаль, что вы нисколько не разбираетесь в оперном искусстве, раз не знаете имён солистов!!...

ответить

Эльмира | 29.09 10:16

Вот он какой Ларионов!!!
Сразу видно - не простой покупатель - думающий.
Не такой, как остальные.
С ларионовской энергетикой скоро все Зиганшины-Метшины-Мухаметшины сами будут регулярно театр посещать, подавать бизнес-элите пример - это будет супер!!!

ответить

Добавить комментарий

Имя