Анатолий Кузнецов: «Тысячелетие Казани было придумано» | 17.07.2012 г. в 21:06

Гостинично-развлекательный комплекс «Корстон» в Казани известен каждому. Недавно здесь началось строительство второй очереди, где уже на следующий год расположится штаб Универсиады. Кроме казанского в сети «Корстона» еще 3 отеля – в Москве, Серпухове и Черногории. О реалиях гостиничного бизнеса, о специфике его ведения в Татарстане в интервью KazanWeek рассказал президент группы компаний «Корстон» Анатолий Кузнецов.

- Насколько сейчас развит отельный бизнес в России?

- Отелей не так много. Существуют отдельные города, где потребность закрыта частично. Например, в Москве это только 50%. В Санкт-Петербурге лучше – 60-70%. Но здесь есть сезонность – лето, белые ночи. Отельную сферу может развить только туризм. Но его не будет, пока в России будет настолько жесткий визовый режим и многочисленные таможенные мытарства с обысками туристов. В регионах ситуация еще хуже.  Например, в Нижнем Новгороде. Казань - исключение.  Вчера Герман Греф рассказал, что в Омске, где он учился, кроме 3-звездочного «Ибиса» гостиниц нет.

- А почему в регионах не строятся отели?

- «Сетевикам» не интересно, потому что нет турпотока. Другим инвесторам не нужно, потому что срок окупаемости очень большой. Но отели нужны. Мы пошли по другому пути – мы строим не отели, а комплексы. Они становятся центральными в городе. Там есть торговля, развлечения. На примере казанского ГРК можно увидеть, как это работает. Другие не строят подобные комплексы, потому что они требуют больших инвестиций. Кроме того, существуют проблемы с управлением комплексами. Самый яркий пример – наш кинотеатр. Мы предлагали его в аренду, но все сетевые компании отказались. Тогда мы просто стали сами его развивать и научились им управлять. Теперь кинотеатры есть во всех наших комплексах, и они под нашим управлением.

- Вы планируете дальше расширять свою отельную географию?

- Безусловно. К 2018 году ГРК должен появиться в Нижнем Новгороде. Он будет гораздо больше казанского. Нижний - город неосвоенный. Там комплекс по площади будет 250 тысяч квадратных метров против 100 тысяч казанских (вместе с новой башней). Готовимся к стройке в Омске. Там будет порядка 150 тысяч метров.

- Когда он там появится?

- Если Герман Греф и «Сбербанк» дадут нам деньги, то очень скоро. Мы вчера провели очень хорошие переговоры. В пятницу будем защищать проект. И готовы уже начинать строить.

- Какие комплексы в Серпухове и Черногории?

- В Серпухове всего 150 тысяч населения. Соответственно и концепция комплекса там иная, чем в городах -миллионниках. Например, там лучше развита торговля. Очень много «якорных» арендаторов – «М-Видео», «Перекресток», «Спортмастер». Развивается сфера развлечений – ресторан, боулинг, дискотека и прочее. В Черногории мы купили старый отель, но очень хорошо отреставрированный.

- Где проще вести бизнес?

- В Татарстане создаются наилучшие условия для бизнеса. Я это говорю не потому, что даю интервью татарстанскому журналисту. Если бы не было привлекательной инвестиционной программы и помощи со стороны властей, то город бы развивался гораздо медленнее. Подобного в других регионах я не встречал. К сожалению, там  зачастую у власти находятся феодалы, которые не хотят пускать на свою землю. Например, в Йошкар-Оле нам 6 лет не давали разрешения на строительство. Был построен уже каркас здания, но в итоге мы вынуждены были его продать. Инвестор всегда летит туда, где принимают.

- Как вы пришли в отельный бизнес?

- Это была просто случайность. Я попал в коллектив гостиницы «Орленок», который меня принял. Сейчас это московский отель «Корстон». Мы его реконструировали и на нем учились. Я никогда не мечтал об этом, но оказалось, что это мое. Мне интересно строить и реконструировать, развивать и общаться с людьми. 17 апреля исполнилось 25 лет, как я веду собственный бизнес.

- Какие требования вы предъявляете к персоналу?

- Когда открывался казанский отель, мы набрали 1300 человек. Сегодня наш штат составляет 700 сотрудников. Остались только те, кто умеет улыбаться. Ведь человека можно научить всему, кроме этого.

- За 25 лет ведения бизнеса были ситуации, когда казалось, что «все пропало»?

- Конечно, были кризисы. В начале 90-х, например, мы от торговли переходили к отелям. Торговать очень просто,  когда наценка 100%, но когда она всего 15% - нужно быть профессионалом. Тогда оказалось проще переключиться на отели. Потом кризис 2008 года. Тогда закрыли казино, и у нас была долговая нагрузка. Пришлось перестраиваться и учиться работать в новых условиях.

- А не страшно вкладываться в расширение казанского комплекса перед прогнозируемым кризисом?

- Не страшно. Мы строим комплексы с разными сферами дохода. Например, в 2008 году разом упала прибыль от аренды торговых и офисных площадей. Отели же снизили цены только на 15%. На следующий год цены начали расти. К сожалению, российские банкиры не понимают защищенности сочетания бизнесов. Они могут посчитать прибыльность по отдельности – либо от торговли, либо от офисов, либо от отеля. Например, в Казани загрузка «Корстона» в будни выше, чем в выходные дни, потому что это в первую очередь бизнес-центр. В выходные же загрузка больше в «Ривьере», потому что там есть развлечения. Если бы у нас был аквапарк, то мы бы работали 7 дней в неделю.

- А возможно, что он когда-то появится в «Корстоне»?

- Второй крупный аквапарк Казани не нужен. Но в плане синергии бизнеса это очень выгодное предприятие.

- В прошлом вы говорили про «Дворец фестивалей», который можно построить в Казани. Что это за проект?

-  Сегодня у Казани есть исторический шанс получить из федерального бюджета еще очень много денег на культуру. Казань развивается. Здесь построено единственное заложенное в постсоветское время метро. Здесь пробиты многорядные дороги, даже в историческом центре. Заслуга местных властей в том, что они умеют мечтать. Они придумали Тысячелетие. Все это знают – купили три монеты, закопали, нашли и отпраздновали юбилей. Но городу от этого только польза. Людям интересен не только спорт, но и искусство. Я уверен, что Казань обязана быть культурной столицей.

- Каким образом?

- Я предлагаю построить в Казани «Дворец фестивалей». Он будет работать круглогодично. Там будут проходить, как ясно из названия, различные фестивали. На них могут приезжать талантливые люди, получившие всемирное признание. Особенно важно, что Татарстан находится на стыке двух культур. Сегодня нельзя стоять на месте. Все должно развиваться. Мне кажется, что убедить федеральное правительство выделить деньги на культуру будет несложно. Я стану добиваться осуществления этого проекта.

- Недавние политические протестные акции в России отражаются на бизнесе?

- Безусловно. Перед выборами, какие бы они ни были, всегда спадает деловая активность. Лучше бы, если бы выборов было меньше. Но это не самое страшное. Политика нашего государства не лояльна к бизнесу. У нас все еще остается 70% советских законов. Например, в Китае на получение разрешения на строительство отеля занимает 3,5 месяца. В Индии – 3,5 года. В России строят без разрешения. Оно не получается, а покупается перед вводом здания в эксплуатацию. Чтобы его получить, нужно собрать около 600 подписей.

- А на строительство в Казани есть разрешения?

- В связи с Универсиадой принято решение параллельного проектирования и строительства. Сейчас это можно сделать только в Казани и по специальному разрешению. В другом городе такое в принципе невозможно. Сегодня наше здание утверждено до 13 этажа. Дальше мы будем предоставлять проекты и защищать их на дальнейшее строительство. Так мы ускоряем сроки постройки, но не в обход закона. Если бы не было Универсиады, то такое было бы невозможно. И мы бы даже не брались за постройку. У нас появился исторический шанс построить башню, и мы им воспользовались.

Шишкин Антон

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Аноним | 18.07 09:48

"Дворец фестивалей" говорите?
Суть интервью: давайте надуем огромный шар (на все деньги) и запустим в небо)))
В Казани жизненно необходимы новые отели, аквапарки, офисные центры, дворцы всякие))) больше вкладывать некуда - остальное не актуально)))

ответить

Ёкки | 18.07 10:38

Покуда шары дуются, дуть их будут. А как мы видим, они размерами уже спокойно посоперничают с дирижаблями.

И это едва ли проблема господина Кузнецова)

ответить

Созерцатель | 18.07 10:06

Что, Шышкин, на кликах зарабатываешь? Свои "никчёмные ниочём" записки заголовками смазываешь ?

ответить

| 18.07 10:25

за такие слова кузнецова скоро самого закопают и найдут...

ответить

О | 18.07 10:55

а мне было просто интересно...

ответить

Алина С. | 18.07 11:07

полагаю,суть интервью - рассказать о возможном ... Нужны ли нам такие возможности - вопрос другой... И этот вопрос не к Кузнецову,и уж тем более - не к Шишкину. А господин Кузнецов меня просто восхитил . Столько энергии и уверенности в каждом слове! Отличное интервью.

ответить

Влас | 18.07 12:29

Во всем есть свой позитив. По крайней мере, новый объект,- новые рабочие места.

ответить

| 18.07 23:20

новые рабочие места для татжиг-узбек.наши за такие гроши не работают..инвесторовможно понять. ведьчтобы чтото построить надо много остегнуть чиновникам и на достойную зрплату нашим рабочим уже денег нет!
А корстоны нужны. там красиво , чисто и мало народу. никто не бросает мусор под ноги. Выйдешь оттуда и через несколько шагов опятьвидишь родную срачь

ответить

Зияма | 20.07 23:30

Потрясающе то. что господин бизнесмен-строитель думает о дворце(читай новых залах) для фестивалей, то бишь концертов всевозможных. Кагда об этом говорили и пытались достучаться те, кому действительно бывают нужны залы, чаще не очень большие, им сказали фиг вот вам. Мол занимайтесь своим делом, не суйтесь в бизнес. Видно действительно нужно знать кому, сколько отстегивать и с кем вообще говорить...

ответить

Аноним | 23.07 15:15

А кто-то придумал евреев.

ответить

| 15.10 10:31

молодец мужик-все правильно говорит!свободно мыслит-не боится тявканья анонимов разных)

ответить

Добавить комментарий

Имя