Бензоколонка Алексея Солопова | 13.02.2012 г. в 11:10

Не могу разделить разоблачительного пафоса коллег и читателей по поводу свежеоткрытого многоуровнего паркинга под Казанским Кремлём. После драки кулаками не машут.

Во-первых, поднимать бучу имеет смысл только на стадии проектирования: в 80-е «Вечерняя Казань» не дала возвести «обкомовский» гараж на том месте, где сейчас парк Минсельхоза, едва только появились слухи о возможном строительстве. Можно найти примеры сноса едва построенных зданий, но вряд ли среди таковых окажутся общественно-важные объекты. Во-вторых, Кул-Шариф внутри территории поставил крест на нашем Кремле, как на историческом объекте задолго до паркинга поблизости от территории.

Так что уж давайте рассматривать паркинг вне рамок ЮНЕСКО, а с точки зрения текущего транспортного момента.

То, что первый в Казани паркинг уже открылся, не может не радовать. Это свидетельствует о серьёзности подхода городских властей к проблеме. Без парковок старый центр с его узкими улицами просто встанет. Нам мало пробок на магистралях? В одной из предыдущих колонок я уже писал о сложностях, имеющихся на этом пути. У самого города денег на строительство паркингов нет, а инвесторов привлекать крайне трудно по причине слишком уж медленной окупаемости стояночного бизнеса.

Однако, когда была озвучена цена стоянки – 50 рублей за час – возникло ощущение, что здравый смысл окончательно всё же не восторжествовал. Потому что человек, приезжающий на работу на 8 часов, вынужден будет платить 400 рублей в день, 2000 в неделю и 8000 в месяц. Какую долю семейного бюджета автомобилиста составляет эта сумма? Без долгих вычислений возьму на себя смелость сказать: неподъёмную! Учтём возрастной фактор. Поблизости от первого паркинга расположено первое учебное здание КАИ, студенты которого нынче изрядно автомобилизированы. Не стану оценивать, хорошо это или нет, но факт остаётся фактом. Предполагалось, что они составили бы немалую долю пользователей этой стоянки. Но эта цена для них просто неприемлема. Зато склонность к протестам в этом возрасте естественна.

В общем, нулевая заполняемость стала естественным ответом на предложенную цену. Надо отдать должное, обратная связь сработала оперативно: не прошло и недели, как цена была снижена до 20 рублей в час. Но и при этой цене заполняемость не растёт! По словам директора МУП «Городское благоустройство» Василия Генералова, при такой цене и 50-процентной заполняемости окупаемость объекта составит… 24 года! Пойди, найди инвестора на такой «бизнес»! Существует единственный способ «загонять» автомобилистов в паркинги: делать стоянку вне их ещё более дорогой. Пока паркинг один, логично ожидать, что ГИБДД сосредоточит силы на его окрестностях: штрафы, эвакуаторы… Народ попривыкнет, а там, глядишь, и следующий откроют. И систему электронного контроля за улицами запустят в полную силу. Это та неизбежность, с которой придётся смириться, и не только на время Универсиады. На Западе через автомобилизацию прошли уже давно, перепробовали массу способов, но ничего лучшего не придумали: платные (не дешёвые) паркинги центре города, платный сам въезд в этот центр – всё, чтобы сделать пользование личным транспортом накладным, стимулировать пользование общественным.

Однако, прямой перенос западного опыта в родные пенаты возможен только при условии его адаптации. Неадекватным, мягко говоря, выглядит казанское парковочное ценообразование. Сильно ли был ПРОДУМАН дневной тариф, если меньше, чем через неделю (!) после открытия стоянки он был снижен в два с половиной раза? Боюсь, его назначали исключительно с позиции окупаемости, без учёта платёжеспособности. А ночной ещё более абсурден! Он составляет 150 рублей за ночь (с 10 вечера до 7 утра) или 16,7 руб./час (всего на 16 процентов дешевле дневного). Обратимся к арифметике. Ночная стоянка ориентирована на тех автомобилистов, кто живёт по близости. Предположим, машина ночует в паркинге 350 дней в году. Это встанет владельцу в 350х150 = 52 500 рублей. Дешевле обойдётся страховка по КАСКО, которая защищает автомобиль отнюдь не только с 22 до 7, а круглые сутки. То есть фактор сохранности теряет смысл. Зато появляется фактор недовольства властями. Легко предположить, что и для ночной заполняемости ГИБДД станет проводить рейды (знаки, запрещающие стоянку, висят круглые сутки). Но ведь ночью транспортного потока нет, предпосылок для заторов (пробок) нет. Так стоит ли беспокоить автомобилистов?

В недавней своей колонке я приводил опыт Вены. Парковка в центре австрийской столицы стоит безумных (по нашим представлениям) денег. Но, к сожалению, мало кто из читателей обратил внимание на то, что приведены были ДНЕВНЫЕ цены. Ночью паркинги в большинстве своём БЕСПЛАТНЫ. В спальных районах дома строят «коробками», внутренние дворы предназначены для детей и прогулок, на авто можно проехать только для разгрузки/погрузки или в экстренных случаях. Ночуют машины на улицах свободно. Так что тому, кто приезжает домой поздно, приходится бросать машину за квартал, а то и дальше, от жилья. На этом бесплатном фоне казанские 150 рублей за ночь выглядят примитивной жадностью.

В общем, путь казанцев в паркинги долог и тернист. Но неизбежен. Хотелось бы, чтобы администрация города сделала его понятнее, разумнее и… справедливее, что ли.

Алексей Солопов

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Илья Шалман | 15.02 03:51

Приехал я 2 декабря на съёмку в Мариотт, поставил машину на улице, потом заплатил 300 рублей штрафа. А была бы тогда в декабре эта парковка, отделался бы максимум 60-ю рублями...

ответить

Добавить комментарий

Имя