Новостная лента
- Инициатива | 30.06 03:21 (0)
- ФФ-сюр | 23.05 05:36 (0)
- Манифест-кубослон | 27.04 12:32 (0)
- Конференция и презентация | 09.04 01:13 (0)
- Открывая «Кулибинарию» | 13.03 05:05 (0)
- Загребай! | 20.02 11:39 (0)
- Трёх лимериков манифест | 01.01 22:55 (0)
- Про пищи вулкан | 01.01 15:38 (0)
- Гравировка с разбегу | 10.11 21:52 (0)
- В небе шаровые краны! | 28.10 03:07 (0)
Татарский язык в закрытом режиме | 04.06.2012 г. в 20:00
Во вторник в Кабинете министров пройдет заседание Совета по реализации законодательства о языках Республики Татарстан. Премьер Ильдар Халиков встретится с подчиненными, ответственными за эту гуманитарную сферу. Заседание Совета привлекает к себе внимание тем, что пройдет в закрытом режиме. По информации KazanWeek, Халиков будет обсуждать проблему татарского языка, который стремительно теряет популярность. На совещании должны быть представлены первостепенные меры по исправлению этой ситуации. В аппарате Кабмина считают, что вернуть интерес к татарскому языку в школах должны новые методики преподавания. Собеседники KazanWeek скептически относятся к такому подходу.
Во вторник в Кабинете министров РТ пройдет совещание, посвящённое реализации законодательства о языках республики. Мероприятие пройдет в закрытом для СМИ режиме. Повестку встречи отказались раскрывать даже в пресс-службе правительства, сославшись на ничем не примечательный характер совещания.
По информации источника KazanWeek в Кабмине, закрытый режим встречи обусловлен остротой обсуждаемой темы. Премьер-министр Ильдар Халиков будет обсуждать «проблему татарского языка». Она все больше беспокоит правительство Татарстана.
В начале мая президент Татарстана Рустам Минниханов на конференции Федеральной национально-культурной автономии татарского народа, удрученный положением дел, предложил искать новые пути в популяризации и преподавании татарского языка, который стремительно теряет популярность. Минниханов с сожалением заявил, что его младший сын Искандер в татарском детском садике все равно говорит по-русски. Собеседники президента сетовали, что молодежь отказывается учить родной язык, предпочитая ему любой другой иностранный. Глава республики дал поручение правительству изучить проблему и предложить меры по исправлению ситуации.
Преподавание татарского в школах давно вызывает горячие споры в обществе. Татарская и русская интеллигенция крайне резко и эмоционально критикуют диспропорцию в преподавании государственных языков. Каждая из сторон считает, что родной язык преподается не так и не в полном объеме.
Все чаще организованные представителями обеих национальных сторон митинги формируют этнолингвистический конфликт в регионе, который всегда гордился мирным сосуществованием народов.
По мнению заместителя председателя Общества русской культуры РТ Михаила Щеглова, на сегодняшний день татарский язык исчерпал себя и стал непопулярным среди его носителей из-за «не перспективности».
Наш собеседник считает, что правительство Татарстана упустило момент, когда можно было укрепить авторитет языка и внедрить его в область бытовой и общественной жизни: «Делать это сейчас поздно».
Михаил Щеглов был организатором нескольких митингов в защиту русского языка. Он уверен, что общество «сильно устало от навязанной им проблемы изучения татарского языка в ущерб русскому». Собеседник KazanWeek считает, что уже через год в Татарстане произойдет массовый отказ от изучения навязанного правительством татарского языка.
«Заинтересованные в спасении родного языка госслужащие должны принять трудное решение - оставить преподавание татарского языка на грамматической основе только для татар, - уверен Щеглов, - Для всех остальных – два часа изучения языка на понятийной и коммуникативной базах. Сейчас главная задача сберечь и сохранить татарский язык среди его носителей. В этом его благородная функция».
Начальник отдела культуры и развития языков народов Татарстана Гульшат Нигматуллина с таким утверждением не согласна.
- Двуязычие утверждено законодательством Татарстана, - заявила наша собеседница, - вместе со своими коллегами мы сделаем всё, чтобы этот закон работал.
«Мы по-прежнему заинтересованы в повышении качества образования родного языка, - рассказала в беседе с корреспондентом KazanWeek Нигматуллина, - Со следующего учебного года ученикам начальной школы будет предложено новое учебное пособие для изучения татарского. Также мы обсуждаем внедрение методики интерактивного сопровождения уроков татарского: мультфильмы, аудиофайлы, компьютерные программы».
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов считает, что необходимо «поменять все ужасные методики и учебники, по которым невозможно выучить татарский язык». Наш собеседник считает, что нужно взять направление на изучение разговорного татарского, а не грамматики.
Дарья Мазитова
Фото: fototerra.ru
Последнее из рубрики Политика
Комментарии читателей
Внимательный | 04.06 23:24
Я помогаю делать домашние уроки по татарскому языку детям своих русских соседей, потому что по тем учебникам татарского языка, по которым учат русских детей в Татарстане, невозможно его выучить. Когда смотришь у соседского мальчишки в дневнике четверки-пятерки по всем предметам, кроме татарского языка, то мне ничего не остается, как откликнуться на просьбу о помощи в решении домашнего задания татарского языка. Учительница, полагаю, знает об этом, ставит четверки-пятерки, но кому от этого лицемерия польза? Уроки татарского языка превращаются в муку для русских детей. И разве нам, татарам, это неунизительно: может стоит предоставить изучать язык Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля тем, кто его хочет изучать, а не заставлять всех подряд?
ответитьЛюдмила | 06.09 12:29
Я считаю, что навязывание национальных языков это преступление против Конституции! Мы живем с мужем в РТ в мордовском селе недавно, наши дети обучаются в умирающей сельской школе - осталось 50 учеников, они далеко не вундеркинды, но в обязательной программе 4 языка (русский, английский, татарский, мордовский), а в итоге не один нормально не знают. Я отказалась от обучения моего ребенка татарскому и мордовскому, так как в следующем учебном году он не бедет учиться в этой школе, так как мы переезжаем и там этих предметов нет, но нам пригрозили, что ребенка не переведут в другой класс. Такое отношение к этой проблеме только разжигает ненависть среди наших народов! А как же Конституционное право выбора, Закон не работает. Пусть желающие изучают и татарский и мордовский и любые другие языки, а не из-под кнута!
ответить| 05.06 00:09
давайте и в русском языке не изучать грамматику, бред какой-то прям
ответитьИлья Шалман | 06.06 03:08
Грамматика русского языка давно уже подвергается издевательствам на телевидении и в интернете. Послушайте внимательно рекламу, там же все бренды не склоняются! Яркий пример - Медиамаркт.
ответить| 05.06 12:54
несогласна в предыдущим комментарием. без грамматики русского языка невозможно составить официальные письма как минимум, ведь документооборот ведется на русском. что касается обучения татарского языка, отчасти согласна с первым комментарием...нам русскоговорящей семье крайне сложно бывает помочь ребенку с домашними уроками, иногда призываем помочь наших друзей, говорящих на татарском. сыну объясняем , что изучение языка обогащает. одним словом, мы с удовольствием и уважением изучаем татар теле. однако есть один непонятный факт, почему татар теле в неделю 6 часов, а русск языка всего 4 часа?!
ответитьбатыр | 15.07 19:26
В нескольких татарских деревнях Саратовской области в школах вообще не преподают татарский язык.А Татарстане изучают русский язык.
ответитьмать | 05.06 12:57
у нас так много татарских школ-все желающие изучить в совершенстве свой родной язык могут учиться там..а остальным то что делать-преподавание татарского в обычных школах-фикция,выучили стих без перевода-вот тебе пятерка.красиво списал с доски неизвестные слова-еще пятерка..от такого преподавания дети и относятся к татарскому соответственно..сейчас потратят бешеные деньги на книги-кассеты..давайте тогда и на изучение русского языка потратим побольше денег-ведь писать с ошибками,типа"нам татарам скидка",прокатывает далеко не везде..
ответитьСозерцатель | 05.06 16:05
Проблема не в языке, а в активно непонимающих бега времени. Как бы мы дедушку не любили, но ему слишком много лет........
ответитьВладимир Макаров | 05.06 19:05
Просто некоторые чиновники дебилы в этом вопросе.
ответитьТолько не вздумайте их отправлять в командировку в Канаде.
Какая там гармания языков и нет особых проблем.
Про образование вообще молчу.
Катимся, катимся, и скоро докатимся.........
Михаил Щеглов | 05.06 20:50
Татарстанским чиновникам плевать на татарский язык, т.к. их дети в основном обучаются за рубежом.
ответитьОльга | 05.06 21:19
Я училась в школе в 80-х годах и в то время татарский язык изучали факультативно по желанию.многие русские дети ради интереса тоже посещали татарский язык учили стихи Габдуллы Тукая и других татарских поэтов,пели песни на татарском,ни у кого не было никаких проблем по этому поводу и тем более плохих отметок.сейчас же когда татарского языка аж 6 часов в неделю мы получаем совершенно обратный результат и негативное отношение к предмету.
ответитьЭд | 05.06 22:03
В России, на территории татарстана происходит грубейшее нарушение прав русских и русскоговорящих детей на получение образования, а именно на полноценное изучение русского языка.Наши дети вправе изучать русский язык в том же объёме, что и их ровестники в Москве, САмаре, Свердлвске, Владивостоке, а именно по учебным планам с русским языком обучения.Конституция и Законы России предоставляют возможность детям разных национальностей изучать свои родные языки не оскорбляя и не принижая достоинство.Если родители считают, что наряду с русским языком ребёнок должен изучать татарский язык добровольно, они имеют на это право.Если родители считают, что ребёнок должен изучать русский язык в полном объёме, они имеют на это право.Всякое нарушение законодательства в области изучения родных языков является преступлением.Наши дети имеют законное право на изучение русского языка по учебным планам с русским языком обучения и мы будем добиваться этого.
ответитьРашит Киль.дияр.ов | 19.01 00:03
Русский ЯЗ\пиши\ УКЫ\читай!!!\ Уварованный ЯЗУ древних татар ещё с империи Аттилы\Божий бич!\ "Дешт - кипчак." Для русов это "мёртвый ЯЗУ." Князь-кэн язу-светлейший, царь-соры, жёлтый, в золоте, ТРон-тура-стоять. Да и сами даже святые имели татарские корни. \Отмыть надобно...\ Ни один русский неответит что КОНЬ-кыня-бить, лошадь-олыша-менять, сабля-щоблы-рубить. Несколько тысяч слов. Ещё и вякать пытаются. Рылом невышли. Вспомните свою скукоженную, убогую ИСТОРИЮ-ИСТЯ-ПАМЯТЬ!!!***
ответитьЛюба | 06.06 07:31
80-школа пример для подражания. 1смена русская" 2-татарская. Для русских - факультативное изучение татарского. Никакого присуждения и насилия. Сейчас для изучения татарского у детей неравные стартовые позиции. Поэтому много троечников среди русскоязычных детей из-за одной тройки по татарскому. Русский преподаватели не в полную силу. Нам преподавали по другому. Несправедливо!!!
ответить| 06.06 08:39
В аппарате Кабмина считают, что вернуть интерес к татарскому языку в школах должны новые методики преподавания.
ответитьВидимо , как всегда, все ограничиться одними методиками.
Уж если они преступно профукали благодатные 90-е, когда ММШ надо было всего-навсего нахмурить брови , и через неделю бы весь Татарстан пестрел татарскими вывесками, табличками, указателями, объявлениями и пр. наглядной татароязычной информацией, то теперь -то точно не продвинуться дальше пустой болтовни !Что вам мешало создать сеть элитнейших(!) татарских гимназий, выпускающих будущую татарскую элиту? Не все еще потеряно, начните с татарского ТВ и радио , сделайте их качественными и современными. Хватит бредить стадионами и автогонками - вспомните , наконец,что вы татары .
| 06.06 21:58
с татарского ТВ и радио бабла много не нарубишь А со строительства стадионов - еще как!
ответитьРесницы | 08.06 08:20
Насчет бровей ошибся.......
ответитьТогда задача стояла другая: увести собственность в свои " ханские аулы".
А националисты были для разводки лохов всех национальностей и народностей.......
Эд | 06.06 10:49
Чиновники и гильмутдинов, в том числе испугались слов Министра образования России Ливанова Д.В. в интервью УШ:
ответитьимеют ли право русские и русскоязычные школьники, проживающие в русских и русскоязычных городах, селах, национальных республиках (это касается Татарстана и Башкортостана), изучать свой родной язык в том же объеме, в с котором и дети Москвы по первому варианту плана? На сайте «Умная школа» очень много обсуждается тема русского языка в республиках. Пожалуйста, уточните, собираетесь ли вы заниматься этой проблемой, что вы о ней знаете? Это реально очень горячая проблема. В Башкортостане и в Татарстане. Сколько министр Гильмутдинов ни объяснял – все равно. Он объяснял, что все равно все могут изучать достаточное количество часов русский язык. Но этого недостаточно, потому что все равно будет много людей с этим вопросом.
- Я не особо в курсе этой конкретной проблемы. Могу сказать свою принципиальную позицию. Русский язык – это тот язык, на котором мы говорим, это тот язык, который объединяет нашу страну. В этом смысле каждому гражданину, независимо от того, где он проживает, должны быть предоставлены равные возможности освоения этого предмета. По-другому быть просто не может. Если есть какие-то проблемы с русским языком, тут вопрос не только в количестве. Меня, кстати, все время даже несколько смешит, когда мне говорят, что у нас вот что-то плохо, давайте увеличим количество. Вопрос заключается не только в количестве и даже не столько в количестве. Вопрос – в качестве, вопрос – в технологиях. Вопрос – не в том, сколько времени мы чем-то занимаемся, а в том, как мы это делаем и какие у нас результаты на выходе. Так вот, возвращаясь к теме русского языка. Конечно, каждый ребенок, каждый гражданин России должен иметь равный доступ к образовательным возможностям с точки зрения русского языка. Я гарантирую и обещаю, что, если есть какие-то нарушения с точки зрения равных прав к этому доступу, я их точно устраню.
Илья Шалман | 06.06 11:42
Прочитайте внимательно все эти комментарии и сосчитайте количество ошибок в правописании... вот вам и ответ на вопрос о состоянии русского языка. А проблемы татарского должны решать сами татары, но не за счёт принуждения и унижения других этносов.
ответитьСозерцатель | 07.06 11:53
Нельзя воздвигнуть свое величие без унижения других.
ответитьадам смит | 06.06 21:43
тема изучения языков-продолжение шовинистической политики татарского руководства,стоит в одном ряду с дискриминацией русского населения,с отсутствием русских в руководстве и тд
ответить55 | 04.07 18:48
А почему президентом РФ может быть только гражданин РФ? Что это за шовинизм по отношениям к гражданам других стран!!!! Ха-Ха
ответить| 07.06 07:20
А сколько татар в руководстве России?!
ответить| 07.06 12:10
может,в руководстве России татар и не особо много,но это не мешает тысячам наших соотечественников жить и работать в самых крупных городах России..в мусульманские праздники в Москве и Питере это особо заметно..т.ч.татары на "ущемленную" нацию никак не тянут..
ответить| 08.06 08:00
В Москве проживает 150 000 татар , в Питере 35 000 татар,ни для кого не секрет- не они делают погоду на мусульманских праздниках в русской столице.. А русских в Татарстане 1 500 000 и им тоже никто не мешает жить и работать, причем татарин( женатый на татарке+ татароязычный ) может выбиться в большие начальники только в Татарстане , а русские начальствуют от Калининграда до Сахалина. Примечательная деталь, русский везде будет слышать русский язык , даже в РТ, его детям не грозить ассимиляция, для татар же подобные условия остаются несбыточной мечтой. .
ответитьУфа | 07.06 23:00
Примерно столько же, сколько татар в России - 4 процента.
ответить| 08.06 08:05
Фамилии, плиз.
ответитькамил | 08.06 15:36
я не понимаю тех, кто протв изучения тат.языка. Поеа у детей память хорошая, сознание не забито всякой дрянью, чем убивать время перед телев. и компьют., пусть изучают язык своих соседей по квартире, по дому. Это же уважение к ним. Повторяю, что детям ничего пока не мешает по изуч. татарского!
ответитьsuhammer | 19.06 13:45
Такие забавные татары. Они верят (как Кавмил), что их будут уважать из-под палки? С чего я должен изучать татарский если не хочу? А законодательство Татарстана пора прошерстить на соответствие российскому.
ответитьОлег | 04.01 14:44
Камил! а если у меня сосед узбек ,что мои дети должны и узбекский изучать?уважать конечно нужно ,если есть за что,но почему именно таким способом?! Я спрашивал у многих татар: хотят ли они что бы мои дети знали татарский язык.ответ почти единогласный "да мне наплевать"
ответитьРусскому языку ничего не грозит, его знают все в России и многие за рубежом. А татарский в городах уже не знают. Не следует русским активистам быть быть бессовестными эгоистами и тянуть одеяло на себя, на вас смотрят и по вам, таким дурным, жадным и руссо | 21.06 01:18
Фанис
ответитьmarat | 04.07 05:25
Проблема в другом. Кризис общей культуры на всем пространстве России. Происходит стремительная "жлобизация" населения, когда понять потребности другого это уже что-то ненормальное. Недаром так стал популярен шансон. Отнять у другого народа последнее, чтобы приобрести просто лишний плюсик к собсвенной гордости это ли не жлобство в самой крайней стадии. Как в поговорке: "Бью собаку, чтобы напугать льва". Ситуация напоминает Австро-Венгрию перед развалом, кому интересно читайте Ярослав Гашека.
ответитьНеобходимо срочно поднимать уровень культуры и прежде всего у русских. Неплохо было бы пустить цикл лекций "О русской культуре" по ТНВ.
joker | 04.07 17:09
Надо менять не только методики преподавания, но сделать так, чтобы были реальные стимулы учить татарский язык в Татарстане
ответитьВладимир | 28.08 14:01
ответитьКазалось бы - все просто - региональные языки ( и татарский в том числе!) - факультативно, для желающих его изучать! - и нет проблем! То, что с языками сейчас - это прямой путь к межнациональной розни и окончательному развалу страны.
По-моему, мы все живем в России, а не в Татарии... Или я что-то путаю?
Тахир | 25.01 09:10
Не знаю где ты живешь, я живу в Татарстане.
ответитьДен | 30.11 18:46
Кто-нибудь подскажет? А есть ли юридические лазейки, чтобы вообще отказаться от изучения тат.языка и УКУ? Считаю это нарушение гражданского права жителя РФ.
ответитьПлюмбум | 15.02 15:46
Есть лазейка... Можно переехать в регион с татарским меньшинством и там смеяться над татарами не знающими родного языка... Откуда права такие взялись, наплевательски относиться к правам других народов?
ответитьЯ живу в Самаре. Готов поменяться с Вами жильем.
Рустам | 25.02 03:35
А, татары живущие, к примеру, в Чувашии или Мордовии готовы изучать чувашский или мордовский ? Уверен, что нет. Чего же, они, тогда, хотят от нетатар в РТ.
ответитьКонстантин | 17.10 15:36
Когда то мои родители приехали по комсомольской путевке строить КамАЗ из Крыма. Все родственники наши живут в Крыму.
ответить.... Набережные Челны, шк № 25, 4 класс. Сегодня учительница по татарскому языку задала моему ребенку учить 43 страницы разных правил по татарскому языку. Это они так готовятся к ЕГЭ.
Ну вот на кой ..... моему ребенку татарский в таком объеме? Так ведь и оценки ставят, которые влияют на общий показатель успеваемости.
Хочу обратить внимание на то что "задали"!!!! для самостоятельного изучения, а не в объеме школьных часов.
Рашида | 08.02 01:40
Если про Вашу справедливость говорить, я тоже как и русский хочу смотреть фильмы на татарском по телевизору - их нет, концерты - на татарском - их нет, передачи на татарском - их нет, книги на татарском - их нет. И т.д. и т.п.Потому он и не нужен - выпихивали из жизни и истории все нерусское столетиями. Ясное дело, страну то, чай, под себя любимых всегда кроили. У русских, кажется в 1552-ом тоже университетов не было. Для своего языка всегда и деньги находились и причины воткнуть его всем и каждому. Информационные ресурсы тоже только на русском всегда были. А язык нельзя выучить - им пользуются. А Вы пользоваться не даете. миллион часов учи, все без толку - если равноправие языков только на бумаге.
ответитьРашида | 08.02 02:14
А зачем добавлять, если не публикуете. Извинете уж, что не пишу то, что Вам нужно. Я Вас понимаю - ИМПЕРИЯ ( Вы колонизаторы, мы колинизированные). Что ж нас спрашиваете? Для иллюстрации Вашего фиктивного федерализма? РФ срочно вернуть истинное имя - Российская Империя. Фальшивая страна, фальшивая история...с фальшивыми подвигами. Оборонялись все от врагов, только почему-то на чужой земле, в десять раз увеличили свою территорию. А теперь и языки наши мешают. Только пока история вечных империй не знала. Надеюсь и знать не будет.
ответитьГульфиза | 20.04 10:02
Я думаю, что русским детям не обязательно изучать татарский, если только факультативно. А вот с татарскими семьями , с родителями надо работать решительно и плотно. Чтобы родители в татарских семья с пеленок говорили с детьми на татарском, прививали любовь к СВОЕМУ языку и культуре. Сейчас в книжных магазинах достаточно детской литературы на татарском языке. ВСЕ начинается с семьи. А русский он и так ВЕЗДЕ и уже в садике дети к нему приобщаются. Важно, чтобы и в общественных местах татары говорили на своем РОДНОМ языке.
ответитьДобавить комментарий