Оборонка Татарстана заняла тактику выжидания | 23.02.2012 г. в 10:44

В своей последней статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности России» премьер-министр Владимир Путин повторил, что в ближайшее десятилетие на программы перевооружения и модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) будет потрачено порядка 23 триллионов рублей. Около 3% этих инвестиций могут освоить оборонные производства Татарстана.  Сейчас республиканские предприятия  ОПК переживают не лучшие времена: госзаказ вроде есть, но он лишь поддерживает производство на плаву.

 «Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России», - заявил в минувший понедельник Владимир Путин со страниц «Российской газеты». Глава правительства назвал сумму, которая в ближайшие 10 лет будет потрачена на армию о оборону, – 23 трлн. рублей, или 766,6 млрд. долларов. Для сравнения: США только в этом году на военные расходы потратят 670,6 млрд. долларов.

Тем не менее для России эта сумма беспрецедентна. «Страшно даже произнести эту цифру», - пошутил Путин, когда год назад впервые заговорил о масштабных инвестициях в отечественную оборонку.

Сумма, которую планирует потратить российское правительство, всполошила умы  российских оборонщиков. Татарстанцы не стали исключением, ведь ключевые предприятия военного назначения в Казани и Набережных Челнах способны освоить до 2020 года около триллиона рублей.

Среди них: Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), Казанское авиационное производственное объединения имени Горбунова (КАПО), Казанский вертоленый завод (КВЗ), Зеленодольский судостроительный завод имени Горького, КАМАЗ и другие крупные татарстанские компании.

«Сегодня рано говорить о том, на каких оборонных предприятиях Татарстана отразится повышение российского бюджета ОПК, - сообщил KazanWeek советник премьер-министра Татарстана Назир Киреев. Наш собеседник уверен, что это касается всей России: «Направления, которые будут активно финансироваться, известны, но план финансирования еще не проработан. К тому же сумма, которую назвал Владимир Путин, действительно внушительная».

Совсем недавно, 21 января вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий  развитие ОПК, находился с рабочей поездкой в Казани. Рогозин посетил КВЗ и КАПО им. Горбунова вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном. Прежде всего из этого визита можно сделать простой вывод — Татарстан как производитель военной техники весьма интересен Министерству обороны России.

Впрочем, следует помнить, что программы перевооружения российской армии, адекватной сегодняшним реалиям, пока не существует. Поэтому конкретного заказа не стоит ждать в ближайшие пару лет. Сегодня татарстанские предприятия ОПК довольствуются малыми заказами, способными поддерживать их на плаву.

Не нужно напоминать, что Татарстан во времен Советского Союза славился предприятиями «оборонки».

«В советские времена Министерство обороны старалось размещать самые важные заказы в Татарстане, - рассказал Назир Киреев. - Прежде всего из-за квалифицированных кадров, работающих в республике. К примеру, легендарные Ту-122 и Ту-160 строились в Казани».

Высшая школа Татарстана, прежде всего, Казанский научно-исследовательский технический университет имени Туполева (КНИТУ-КАИ) продолжает готовить инженеров-оружейников, ежегодно набирая абитуриентов на «военные» кафедры. Ко всему прочему, Татарстан — единственный регион России, который с распадом СССР не потерял ни одного предприятия ВПК.

«Выпускники КНИТУ-КАИ идут работать на все оборонные предприятия Татарстана. Авиастроительные заводы Казани, вертолетный завод, зеленодольский судостроительный завод, КАМАЗ, - все эти компании являются нашими партнерами, - пояснила пресс-секретарь КНИТУ-КАИ им. Туполева Анна Ракипова. - В последние годы предприятия ВПК республики становятся конкурентоспособными. Соответственно, предлагаемые молодым инженерам зарплаты растут».

Впрочем, военные вузы в Казани сокращают свою работу до минимума. В Казанском высшем военном командном училище (КВВКУ — бывшее Танковое училище) идет подготовка только по одной профильной специальности — командир танкового взвода. Курсанты остальных направлений, например, морские пехотинцы, мотострелки, были переведены в другие военные училища, - сообщили KazanWeek в КВВКУ.

У предприятий ОПК Татарстана есть существенные проблемы. К примеру, большинству ведущих инженеров казанского отделения ОКБ «Туполева» уже за 70 лет. Почти все пожилые авиаконструкторы не умеют пользоваться компьютерами, предпочитая работать по старинке — с карандашом в руках. В свою очередь московское руководство компании требует оформлять всю документацию в специальных компьютерных программах.

Такая же ситуация с преподавателями некоторых кафедр КНИТУ-КАИ. Речь идет о кафедрах, которые в советские времена назывались по порядковым номерам. Преподаватели учили и учат делать ракеты и самолеты, отсюда и секретность. Именно на оборонных факультетах КНИТУ-КАИ сейчас  острая нехватка  специалистов.

Отчасти поэтому авиастроительные гиганты Казани сейчас простаивают — относительно небольшой заказ от Минобороны есть у КАПО. 21 февраля экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев, выступая в эфире Первого канала, сообщил, что в прошлом, 2011 году КАПО построило всего пять самолетов. Но это еще неплохо. КМПО, например,  по линии ОПК вообще не работает. На этом фоне лучше всего смотрится КАМАЗ. Сотрудничество автогиганта с  Министерством обороны весьма благополучное.

«В последние несколько лет значимая часть производимых предприятием грузовиков шла на нужны Минобороны России, которое сегодня является нашим стабильным заказчиком», - сообщил KazanWeek директор департамента по связям с общественностью КАМАЗА Олег Афанасьев. Автомобили «КАМАЗ» используются во всех родах войск: начиная от техники доставки и кончая шасси для тяжелого вооружения на базе «КАМАЗов».

В Кабинете министров РТ уверены, что как только удастся решить проблему с созданием и внедрением новых вооружений, Татарстан гарантированно получит миллиардные оборонные заказы. В республике есть все для решения этой задачи, - уверяют в правительстве РТ.

 «На нашем заводе в прошлом году заложили три перспективных боевых корабля по заказу Министерства обороны», - рассказали в пресс-службе Зеленодольского судостроительного завода имени Горького. Это малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Первое судно сдадут в 2017 году, два остальных спустят на воду примерно в 2018 году. Также на заводе недавно заложено два противодиверсионных катера для Федеральной пограничной службы.

«Помимо нашего ключевого проекта — тяжелых беспилотников, ОКБ «Сокол» сейчас разрабатывает воздушные мишени «Дань-М». Это единственная маневренная мишень, которую сегодня готовят для российских ВВС и ПВО», - поделился с KazanWeek один из сотрудников ОКБ «Сокол».

Алексей Сорокин
Фото: susanin.udm.ru

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Alendos | 23.02 14:11

оборонка позволила бы заводам найти средства для разработки гражданской продукции

ответить

Илья Шалман | 25.02 21:54

Позор! Делали Ту-160, Ил-62, а теперь ждём высочайшего соизволения запустить конвейёр и делать самолёты для гражданской авиации. Неужто новые Тушки настолько хуже Боингов и Эрбасов? И что, их нельзя довести до ума?

ответить

LexLex | 23.03 10:20

Тактику нельзя "занимать" - её можно выбирать или применять.
И как это "Татарстан не потерял ни одного предприятия ОПК? А практически полное исчезновение Точмаша и Теплоконтроля?
И когда это в танковом училище готовили морпехов?!
Ни корректора у вас, ни редактора...
К сведению г-на Шалмана. Самолёты на каонвейере не делают. Ни у Боинга, ни на КАПО...

ответить

Добавить комментарий

Имя