Новостная лента
- Инициатива | 30.06 03:21 (0)
- ФФ-сюр | 23.05 05:36 (0)
- Манифест-кубослон | 27.04 12:32 (0)
- Конференция и презентация | 09.04 01:13 (0)
- Открывая «Кулибинарию» | 13.03 05:05 (0)
- Загребай! | 20.02 11:39 (0)
- Трёх лимериков манифест | 01.01 22:55 (0)
- Про пищи вулкан | 01.01 15:38 (0)
- Гравировка с разбегу | 10.11 21:52 (0)
- В небе шаровые краны! | 28.10 03:07 (0)
Главное, чтобы ботинок блестел | 15.03.2012 г. в 17:55
В торговых центрах столицы Татарстана появились чистильщики обуви. KazanWeek узнавал, почему вернулась примета советских времен и сколько на этом можно заработать.
Недавно в Казани решили возродить старую традицию и организовать точки по ручной чистке обуви.
«Первую точку мы открыли 1 февраля в одной из гостиниц Казани, - рассказал KazanWeek предприниматель Рустам Бикмухаметов. По его словам, идея организации такого бизнеса пришла из американских фильмов. «Там темнокожие граждане чистят обувь, и у них это очень ловко получается, - рассказывает Бикмухаметов, – мы искали аналоги в других городах России, но ничего похожего не нашли».
Сейчас в городе работают пять точек, и все они находятся в четырех торговых центрах. Бикмухаметов планирует в будущем установить кресла еще в нескольких развлекательных центрах. Предприниматель отказался рассказать насколько выгоден его бизнес. Но сообщил, что его компания занимается не только этим видом деятельности и если рассматривать точки как рекламное средство, то они вполне себя окупают.
«Ко мне приходят 20-25 клиентов в день, и большинство из них постоянные», - рассказал корреспонденту KazanWeek мастер по чистке обуви Ифтихор. Если учитывать стоимость услуги в 100 рублей, то, вероятно, точка только окупает себя, но прибыли не приносит. Кстати, если сравнивать стоимость услуги в настоящее и в советское время, с учетом ценности российского рубля, ручная чистка обуви стала примерно в два раза дороже. Но, видимо, извлечение прибыли не является первичной целью организаторов. «Мы хотим, чтобы точки по ручной чистке обуви стали своеобразной визитной карточкой Казани, особенно в преддверии международных спортивных событий», - резюмировал Рустам Бикмухаметов.
Лет 15-20 назад, в Казани не было ни одного менеджера, но были чистильщики обуви. Судя по их количеству, услуга была очень востребованой, и понятно почему – в течение девяти месяцев в России грязь и слякоть, в остальные три – пыль. Но в конце 90-х годов прошлого века все чистильщики как-то одномоментно исчезли с улиц города. Постепенно их стали заменять специальные аппараты, коих сегодня множество в торговых центрах, государственных учреждениях и солидных офисах.
«Почистить обувь на улице можно было примерно до 97-98 годов», - вспоминает краевед Лев Жаржевский. По его словам, в то время по всему городу располагались специальные будки, где помимо починки обуви ее еще и чистили. «Там стояли специальные кресла для клиентов и были подставки для ног», - рассказывает Жаржевский. - «Держали» этот бизнес ассирийцы».
В далеком 1914 году в Ираке и Турции вспыхнула межнациональная резня и ассирийцы побежали из тех мест. Кто-то уехал в Европу, а кто-то в Россию. Путь в последнюю лежал через Баку. Там ассирийцы и подсмотрели, как армянские и еврейские дети чистят на улицах обувь. Расселившись по стране, в том числе и в Казани, беженцы заняли пустующую нишу. В принципе точки по чистке обуви смело можно назвать единственными очагами частного предпринимательства в СССР.
К процессу чистки мастера относились тщательно. «Они сами варили крем по каким-то особым рецептам, и он был разных цветов», - говорит казанский краевед. Перед тем как наносить красящий состав, обувь очищалась от пыли и грязи, а вокруг ног вставлялись картонки или пластмасски, чтобы не испачкать носки. Крем втирался в туфли большой щеткой, а потом двумя другими обувь полировалась. Окончательный лоск наводился специальной бархоткой. «Весь процесс занимал не более трех минут, а стоило это 20-30 копеек», - говорит Жаржевский.
Шишкин Антон
Фото: Егор Алеев
Последнее из рубрики Общество
- От борьбы женщин за свои права к лишнему поводу сказать "Люблю!" | 10.02 04:59
- Опасен ли свиной грипп для Казани? | 08.02 16:58
- Нашли у себя еврейские корни — собирайтесь в Землю обетованную | 03.02 14:45
Комментарии читателей
Алина С. | 15.03 18:56
Какая прелесть ! Можно выбросить " бархотку" из сумочки и положить вместо нее что-нибудь вкусное :)
ответитьОлег | 18.03 17:19
"В далеком 1914 году в Ираке и Турции вспыхнула межнациональная резня..."
ответитьВ 1914 году не было МЕЖнациональной резни.Это была резня турками христианских народов - ассирийцев, армян, греков.Ответные акции были защитой от турок, возможностью сохранить хоть кого-то из своих в живых.
Фы | 18.03 19:43
МЕЖНАЦИОНА?ЛЬНЫЙ, межнациональная, межнациональное. Существующий между нациями, национальностями. Стало быть : раз турки резали христианские народы,значит и была МЕЖнациональная резня.
ответитьДамир | 10.11 13:10
Добрый день. Имеется-ли контактная информация Рустама Бикмухаметова, хотелось бы воспользоваться услугами, спасибо
ответитьДобавить комментарий