Робокопы | 11.01.2012 г. в 12:06

Спасатель — очень непростая профессия. Можно долго и тягостно рассуждать об особом мышлении или предназначении людей, которые ежедневно рискуют ради спасения жизней. Однако это лишнее. Есть суровые мужчины, которые живут в суровой стране. Они не задумываются о высших материях, когда, к примеру, пытаются найти выживших в завале взорвавшегося здания. Им совсем не до этого. О работе казанских спасателей KazanWeek разговаривал с начальником зонально-поискового отряда Казани Юрием Ковалевым.

Взрыв жилого дома на Малой Печерской случился в январе 2008. Для Казани это одна из самых тяжелых трагедий.
Ситуация была непростая: затяжные новогодние праздники, на улице 30-градусный мороз. Отопление слабо в старых домах работает, поэтому люди обогревали квартиры с помощью газа. В результате взрыв – все три этажа обрушились. Всё где-то с полуночи до часу ночи произошло. Кто-то уже спать ложился, кто-то спал.

Пожарная часть довольно близко стоит. Они приехали первые. Нас в половину второго по тревоге подняли. Дальше все как обычно: сначала полные непонятки. Технике МЧС подъехать некуда – весь тротуар в припаркованных автомобилях. Искали хозяев, отталкивали, выталкивали. Потом аврал с родственниками и соседями. Через сорок минут поставили оцепление, убрали посторонних людей. Самое сложное, что снизу под завалом пожар, а сверху пожарные уже поливают. Наш отряд оставили искать ненайденных жильцов. Мы перебирали завал около двух недель.

Подарок на день спасателя
На Патриса Лумумбы здание обрушилось в 2009 году, прямо в День спасателя. Подрядная организация подняла на чердак строящегося здания больше 7 кубометров бетона, чтобы стяжку делать. Пол не выдержал такой массы, всё пролетело по стояку в зал. Пострадавшие были, но обошлось, слава Богу, без погибших. Таким вот получился профессиональный праздник.

«Булгария»
В день трагедии наш отряд приехал на Речной вокзал. В автобусе организовали оперативный штаб, запусти аппаратуру, стали ждать команды. Потом собирали информацию по пассажирам, находившимся на «Булгарии». У «Пазика» столпились приехавшие в порт родственники, которые по очереди называли данные погибших, а на тот момент пропавших. Ситуация в какой-то момент стала почти критической – автобус чуть ли не штурмом брали.
В подводных работах мы не участвовали. Не наш профиль, хотя когда надо ребята ныряют, но на глубину не более 5 метров. В принципе, за весь город мы отвечали, пока работы велись, почти все силы туда стянули.

Робокопы
На одном интернет-форуме прочитал, что спасателей один коллега называет робокопами. Наверное, это связано с тем, что мы умеем практически всё. И за трупами ныряем, и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий из искареженных машин достаем, и много чего еще делаем.

Двери
Чаще всего мы выезжаем на отпирание дверей. Это почти ежедневно происходит. Случаев для взлома может быть много. Умер одинокий старик в квартире или человек в унитаз наступил и застрял, такое тоже было. Не так давно ездили в одну и ту же квартиру дважды за неделю. 3-летнему мальчику очень не хотелось в садик ходить, поэтому как только мама выходила на лестничную клетку, он дверь захлопывал. И так два раза. Смышленый мальчишка растет. Иногда ребята смотрят на дверь, которую надо выпилить, и решают в форточку лезть. Обычно если видно, что люди небогатые живут. Работа в общем-то рутинная, но нюансов много.

Двойное внимание
Потенциально опасных мест в Казани много. Есть стратегические. К примеру, водозабор, где любая возможная авария крайне опасна. Ну и любые места, где большое скопление народа: от матча на Центральном стадионе до школ и детских садиков. К производственным предприятиям тоже большое внимание. Например, если какая-то авария не дай бог произойдет на «Холоде», то это потенциально очень опасно – все-таки огромные холодильники на фреоне работают, а об его опасности говорить не приходится.

Вообще, за последние несколько лет число техногенных аварий и катастроф выросло. Это с двумя факторами связано. Во-первых, автомобилей у казанцев стало в разы больше, соответственно, возросло и число аварий. Во-вторых, многая техника и здания, потроенные еще в советские времена, устаревают, от этого и проблемы.

Универсиада
К Универсиаде готовится все МЧС, не только мы. В каждом спортивном объекте будут проводится учения. И пожарные, и спасатели должны знать каждый вход-выход, будь то новый стадион или студенческие спортивные арены.

Прошлое
Я в Танковом училище учился. Потом служил на границе с Финляндией. Тогда как раз сухой закон был у финнов. Представьте, двухэтажный автобус, полный пьяных туристов. Дорога вся в снегу. Автобусы часто переворачивались, а военные им помогали: переворачивали, откачивали кого-то, если надо было. Эти воспоминания больше всего связаны с моей сегодняшней работой. С этого все и началось.

Алексей Сорокин
Фото: runews.su

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Добавить комментарий

Имя