Среднему классу нашли лингвистическую проблему | 14.04.2012 г. в 15:59

Вчера в рамках заседания Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) прошла научная конференция на тему «Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования». Мероприятие организовано Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований, который является подразделением РИСИ. Участники пытались разобраться с проблемами двуязычия в Татарстане и поговорить о грамотности молодого поколения русских в регионе. По их мнению, в школах республики наблюдается диспропорция в преподавании двух языков. Впрочем, спокойное и конструктивное обсуждение на конференции так и не удалось наладить. Татарская интеллигенция крайне эмоционально и резко раскритиковала спикеров. Представители министерства образования РТ заявили, что проблема, обсуждаемая на конференции, надуманная. 

Организатором конференции выступил Центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований. Напомним, РИСИ занимается подготовкой аналитических материалов для Администрации президента России Дмитрия Медведева и федеральных органов госвласти.
Основной темой вчерашнего мероприятия, которое проходило в актовом зале бизнес-отеля «Ибис», была проблема русского языка в системе образования Татарстана и сокращения часов его преподавания по сравнению с остальными субъектами РФ.
Участники конференции (среди них были замечены представители националистических организаций)  уверены, что в республике существует этнолингвистический конфликт. Выражен он не в виде межэтнического противостояния, а как конфликт между русскоязычным населением и региональной властью за право изучать родной язык в равном объёме.
Председатель совета директоров Центра аналитических исследований и разработок, доктор социологических наук Александр Салагаев обозначил проблему еще четче, как «конфликт власти и русскоязычного среднего класса».
На конференции было особо заявлено, что это научное мероприятие, участников которого ни в коем случае нельзя упрекать в национализме или антипропаганде изучения татарского языка.
 
- Сегодня мы пожинаем плоды 90-х, заявил  Салагаев, - когда был принят конституционный закон об изучении татарского и русского языков в равных объёмах. В то время началась явная этническая чистка кадров. Больше половины пришедших к власти были выходцами из сёл. Политолог Мидхат Фарукшин в своей статье назвал их «аульной аристократией».

По словам доктора наук, он не видит смысла в изучении татарского языка в таком большом объёме для русскоязычных детей.
Используя статистические данные разных исследований, Салагаев выяснил, что среди татарского населения знание родного языка увеличилось на 17 % по сравнению с родителями, а среди русского населения никаких подвижек в изучении татарского языка нет.
«Как вначале 90-х русские не знали татарский язык, так и сейчас им не владеют», - заявил докладчик.
По мнению выступающих, в региональном законодательстве отсутствует правовое закрепление права русских на изучение своего национального языка в школах Татарстана.
Екатерина Беляева, представляющая на конференции интересы родителей, считает, что в российских законах об образовании чётко прописано количество часов для изучения государственного языка: «Федеральное законодательство имеет силу на всей своей территории, в том числе и на территории нашей республики». Беляева подчеркнула, что при противоречии регионального законодательства, приоритетным является закон федеральный. 
Заместитель председателя Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов заявил, что этот конфликт не принес пользы ни русским, ни татарам».
«Мы за расширение сети татарских гимназий, - подчеркнул Щеглов. - Мы за добровольное полноценное изучение татарского и русского языков».
Реакция присутствующих на встрече официальных представителей культуры, науки и образования на выступления была отрицательной, а где-то совсем негативной.
«Заявленная на конференции тема вообще не проблема - не стоило даже говорить сегодня об этом», заявили несколько филологов КФУ.
Представители средних образовательных учреждений, считают, что проблема преподавания - внутришкольная, но нужно учитывать специфику региона: «Мы не можем поставить больше часов для изучения русского языка, если это противоречит татарстанскому законодательству».
Преподаватели заявляли, что в ужасе от грамотности детей, но считают, что «дело в самих учителях, которые сами безграмотны». Позиция многих работников образования свелась к тому, что «если родители хотят, чтобы их ребёнок знал хорошо родной русский язык, пусть сами занимаются с ним дома».
Министр науки и образования РТ Альбер Гильмутдинов был приглашён в качестве почётного гостя на конференцию, но не появился на ней. По словам Салагаева глава образовательного ведомства «не видит никаких проблем в заявленной на конференции теме».

Дарья Мазитова  
Фото: inkazan.ru
Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Илья Шалман | 14.04 16:54

Проблему повальной безграмотности русскоязычных детей и подростков создала государственная система среднего образования, низведённая властью до ползающего состояния. В то же время за всё время так называемого суверенитета татарские филологи так и не создали нормальной и доступной методики изучения татарского языка русскоязычными детьми, равно как и не смогли подготовить профессиональных преподавателей татарского как неродного. Никакие меры по увеличению часов на изучение татарского за счёт сокращения часов на русский не заставят детей проявить интерес к языку, который им принудительно вбивают в голову. Что же касается русского языка, то достаточно часик посидеть в интернете, чтобы убедиться - великий и могучий сдулся и деградирует...

ответить

Присутствовавший на конференции | 14.04 17:30

Засланная Аппаратом президента РТ "забулачная интеллигенция" (так в народе называют преподавателей Педагогического вуза и его выпускников) все пыталась заболтать тему, увести обсуждение проблемы в другую сторону, а самое важное - не ответить на главный вопрос конференции: имеют ли право русские дети изучать русский язык в том же объеме, что и по всей России?

Похоже, что ответ, который устами "забулачной интеллигенции" высказал Казанский Кремль, был таков: нет, у русских детей такого права нет и не будет!

ответить

Данияр | 14.04 21:02

Недавно посетил "русскую группу" второклассников, хотя в ней учатся и мои дети (татары) - ужаснулся! Преподавать не говорит по-русски на уроке, ладно мои дети хоть как-то понимают, но остальным деткам это шоковое обучение прививает с детства ненависть к татарскому языку.
На мои вопросы преподаватель сказал- не бойтесь, Ваши получат пятерки. Спросил у коллег, у всех ситуация аналогичная. Я раньше не понимал, когда из Татарстана люди уезжали из-за подобных проблем, но, увидев это своими глазами, стало стыдно.

ответить

Рамзиль | 14.04 21:40

всех фашистов, разжигающих рознь между татарами и русскими надо гнать с земли Татарстана. В том числе и все до одного участников этой конференции

ответить

Иван | 14.04 21:57

И в первую очередь гнать тебя на территории необъятной Тундры

ответить

| 14.04 22:03

При чём тут рознь между представителями этносов?
Вы внимательно читали? Конфликт между властью и людьми!

ответить

Илья Шалман | 15.04 00:31

А кого вы конкретно считаете фашистами в данной ситуации?

ответить

Рамзиль | 15.04 23:42

нацисты, это те кто говорить о своих так называемых этнических правах, которых нет в Законе. Они специально сеят рознь в нашей стране.

ответить

Ольга Тюряева | 16.04 00:03

Что это за "...гнать с земли Татарстана..."? у Татарстана есть своя земля? бред алкаша, который раздарил закусь местечковым паханам из аулов... 2) Если закон мешает людям жить, надо поменять закон. 3) Проблему языка решают Толстые, Шолохов, Булгаков, Прилепин, Шаргунов... а не прыщавые малайки айдапошличо!а? и прозаседавшиеся бабайки пащамупатамущта! Нам, русским надо перестать платить налоги на содержание чиновников-дармоедов, пускай возвращаются в родные авалымы и зарабатывают себе на жизнь. Без колхозников русская интеллигенция разберётся с родным языком.

ответить

Нияз | 14.04 22:27

Привыкайте, господа, к общеевропейской культуре и толерантности прямо у нас дома.Прямо таки в самой России привыкайте УВАЖАТЬ этносы российские, без хамской гордыни и уничижения.Равно- и за рубежом перестанете хамить.

ответить

KazanWeek | 14.04 22:35

Екатерине Беляевой приносим извинение за недоразумение

ответить

очень русская | 15.04 09:31

мои друзья переехали в Москву и их сын,который хорошо учился,стал самым отсталым по русскому языку среди детей в новом классе!а татарский нам лично делает соседка,училка это знает и ставит четверки.кому от этого польза?в учебнике татарского,на 80 страниц-1 правило всего!а по русскому уже наняли репетитора и это еще только 4 класс!а дальше как?

ответить

Лилия | 15.04 22:35

"Недавно посетил "русскую группу" второклассников, хотя в ней учатся и мои дети (татары) - ужаснулся! Преподавать не говорит по-русски на уроке, ладно мои дети хоть как-то понимают, но остальным деткам это шоковое обучение прививает с детства ненависть к татарскому языку.
На мои вопросы преподаватель сказал- не бойтесь, Ваши получат пятерки. Спросил у коллег, у всех ситуация аналогичная. Я раньше не понимал, когда из Татарстана люди уезжали из-за подобных проблем, но, увидев это своими глазами, стало стыдно.
ответить"
Вот это - шок((( Есть хорошие учителя, но таких - единицы, едва ли не один-два на несколько школ. Неужели это - политика и именно так готовят учителей татарского языка. Если учесть, что их почти в два раза больше, чем русистов, грамотность основной массы которых упомянута в статье, то это уже не "этно-лингвистический конфликт", это "этно-лингистическая катастрофа"!

ответить

Ирина Николаева (по мужу - Кутлиахметова | 22.04 22:29

"Недавно посетил "русскую группу" второклассников, хотя в ней учатся и мои дети (татары) - ужаснулся! Преподавать не говорит по-русски на уроке, ладно мои дети хоть как-то понимают, но остальным деткам это шоковое обучение прививает с детства ненависть к татарскому языку.
На мои вопросы преподаватель сказал- не бойтесь, Ваши получат пятерки. Спросил у коллег, у всех ситуация аналогичная. Я раньше не понимал, когда из Татарстана люди уезжали из-за подобных проблем, но, увидев это своими глазами, стало стыдно.
ответить"
Вот это - шок((( Есть хорошие учителя, но таких - единицы, едва ли не один-два на несколько школ. Неужели это - политика и именно так готовят учителей татарского языка " -
вот и я о том же думаю .... То есть это что же получается ??? Напрашивается натурально вот такая мысль : тем, кто по долгу службы решает вопросы всеобщего школьного обучения татарскому языку, на самом деле ВСЁ РАВНО, выучат ли его реально . Им, как фетиш, необходима "просто" ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ процесса " и мучения-унижения обучаемых . Мол, всё равно не выучите, но - помучайтесь-ка ... Или это просто такой дикий пофигизм профнепригодной "культурно-образовательной" власти ?! (... Любопытно, что тут невозможно отправить сразу несколько комментариев за раз . Пишу по комментарию в день .)

ответить

Ну опять | 16.04 10:37

Ну опять началось очередное унижение татарского языка.Если вас заботят проблемы русского языка, так извольте концентрироваться исключительно на этом языке, без презрительных кивков в сторону татар и их многострадательного языка. Говорите, что не видите смысла в знании татарского , значит, надо сделать так , чтобы он появился.Например , брать на работу в теплые и хлебные админместечки (типа мэрии) только двуязычных татарстанцев. Исключение - русские деревни.

ответить

Екатерина | 16.04 11:39

1. Укажите, пожалуйста, на факт "унижения татарского языка" родителями русскоязычных детей, отстаивающими право на изучение родного языка в полноценном объёме.
2. Не является ли унижением для носителей татарского языка принудиловка и похабное его преподавание?
3. "надо сделать так , чтобы он появился.Например , брать на работу в теплые и хлебные админместечки (типа мэрии) только двуязычных татарстанцев" Туда и так берут только тех, у кого соответствующие фамилии (язык тут не при чём, смею заметить). А не подскажете, чем же они такие "хлебные" эти местечки? Уж не тем ли, что Татарстан всех переплюнул по коррупции? А на государственную службу, на мой взгляд, надо нанимать в первую очередь грамотных специалистов. Простите, но специалист слабо владеющий русским языком, в следствие чего не умеющий анализировать тексты законов и издающий безграмотные нормативные акты - это пожиратель бюджета и вредитель.

ответить

Ну опять | 16.04 15:39

Факты на поверхности, вас плющит от одной мысли , что татарского в школе не меньше русского , мало того, вся ваша деятельность направлена на низведение столь нелюбимого вами предмета в разряд факультатива.
Мне ни разу не симпатичен клан ММШ, но и в более цивилизованных частях света к властному пирогу допускают преимущественно титульный этнос.Когда так не поступают , то финансами и СМИ начинают заправлять Березовские-Гусинские-Ходорковские-Абрамовичи. Да и определенный этноперекос наблюдается только в составе кабинета министров , а вы просмотрите фамилии , заседающих в Госсовете и городских парламентах РТ - русских предостаточно, и русские мэры (главы районов) тоже имеют место быть, несмотря на незнание ими одного из государственных языков Татарстана .
Для сравнения , ознакомьтесь с составом правительств тех республик, где русских(славян) проживает порядка 30%


Латвия
•Премьер-министр — Валдис Домбровскис
•Министр финансов — Андрис Вилкс
•Министр обороны — Артис Пабрикс
•Министр благосостояния — Илзе Винькеле
•Министр внутренних дел — Рихард Козловскис
•Министр здравоохранения — Ингрида Цирцене,
•Министр земледелия — Лаймдота Страуюма
•Министр иностранных дел — Эдгар Ринкевич
•Министр культуры — Жанета Яунземе-Гренде
•Министр науки и образования — Роберт Килис
•Министр охраны среды и регионального развития — Эдмунд Спруджс
•Министр транспорта — Айвис Ронис
•Министр экономики — Даниелс Павлютьс.
•Министр юстиции — Гайдис Берзиньш


Эстония:

премьер-министр – Андрус Ансип
министр науки и образования – Яак Аавиксоо
министр юстиции – Кристен Михал
министр обороны – Март Лаар
министр окружающей среды – Кейт Пентус
министр культуры – Рейн Ланг
министр экономики и коммуникаций – Юхан Партс
министр сельского хозяйства – Хелир-Валдор Сеэдер
министр финансов – Юрген Лиги
региональный министр – Сийм Валмар Кийслер
министр внутренних дел – Кен-Марти Вахер
министр социальных дел – Ханно Певкур
министр иностранных дел – Урмас Паэт.


Казахстан:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РК

Премьер-Министр Республики Казахстан - Масимов Карим Кажимканович

Первый заместитель Премьер - Министра РК - Ахметов Серик Ныгметулы

Заместитель Премьер-Министра РК - Келимбетов Кайрат Нематович

Заместитель Премьер - Министра РК - Орынбаев Ербол Турмаханович
Министр индустрии и новых технологий - Исекешев Асет Орентаевич
Министр внутренних дел - Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович

Министр здравоохранения - Каирбекова Салидат Зекеновна

Министр иностранных дел - Казыханов Ержан Хозеевич

Министр культуры и информации - Мынбай Дархан Камзабекулы

Министр обороны - Джаксыбеков Адильбек Рыскельдинович

Министр образования и науки - Жумагулов Бакытжан Турсынович

Министр охраны окружающей среды - Каппаров Нурлан Джамбулович

Министр сельского хозяйства - Мамытбеков Асылжан Сарыбаевич

Министр транспорта и коммуникации - Жумагалиев Аскар Куанышевич

Министр труда и соцзащиты населения - Абдикаликова Гульшара Наушаевна
Министр финансов - Жамишев Болат Бидахметович

Министр по чрезвычайным ситуациям - Божко Владимир Карпович

Министр юстиции - Имашев Берик Мажитович

Министр нефти и газа - Мынбаев Сауат Мухаметбаевич

Министр экономического развития и торговли - Сагинтаев Бакытжан Абдирович

Министр по делам экономической интеграции - Айтжанова Жанар Сейдахметова

ответить

Екатерина | 16.04 16:22

Повторяю, УКАЖИТЕ на КОНКРЕТНЫЕ факты. Не надо полемики о поверхности.
Меня лично плющит, выражаясь вашим языком, от того, что у моего русскоязычного ребёнка на территории Российской Федерации, где всем, каждому ГРАЖДАНИНУ, как известно, предоставляются равные права, не имеет возможности изучать русский язык по расчасовке для школ с русским языком обучения.
Скажите мне, уважаемый анонимный собеседник, а с чего вдруг вас так расплющит, если у моего русскоязычного ребёнка будет 5 часов русского языка в неделю и 4 часа литературного чтения в неделю? Какое вам, собственно, дело до образования конкретного ребёнка? Ведь я не настаиваю на том, чтобы дети родителей, не желающих для своих детей такого объёма преподавания русского языка, изучали его более 3х часов в неделю. Дело добровольное, не правда ли? У каждого должен быть выбор, равно как и должны быть созданы условия для выбора в пределах норм международного и федерального права.

А вопрос изучения моим ребёнком иных предметов не являлся темой конференции, о которой говорится в статье. Думаю, что изучение иных языков (или какого-то конкретно, кроме русского) русскоязычными учащимися, равно как и вопрос допустимости сравнения иностранных государств с республиками, входящими в состав Российской Федерации, лучше обсудить в соответствующих темах/статьях/ресурсах.

ответить

ну опять | 16.04 16:57

Конкретный факт - лозунг-плакат,(«Изучение национальных языков – на добровольную основу»),
засветившийся на вашем митинге в защиту русского языка.








ответить

Екатерина | 17.04 10:59

Ещё раз спрашиваю, почему вас так беспокоит, будет ли мой, русскоязычный, ребёнок изучать иные учебные дисциплины, кроме обязательных?
Вы же, наверное, не будете беспокоиться, если наши дети вместо английского языка будут изучать испанский, к примеру?
Оставьте нам наше право выбирать, что изучать нашим детям сверх предусмотренного обязательного стандарта.

ответить

ну опять | 17.04 15:07

А в вашем списке обязательных дисциплин нашлось место татарскому языку?! Если ответ будет положительным, с радостью внесу свою лепту в дело уговаривания МО РТ . Вот: Иптэш Гильмутдинов, не пора ли услышать стенания Беляевой-Сагалаева-Щеглова, страстно желающих повысить присутствие русского языка в школах?

ответить

Ольга | 17.04 21:32

С каких пор Латвия, Эстония и Казахстан снова являются республиками России? Это самостоятельные государства, а Татарстан таковым не является. Так что и законы здесь должны быть в преимуществе российские, разве не так?

ответить

Ростов | 12.05 14:55

Эти "части света" не часть России, в отличии от того места, о котором идет речь... А фразу "титульный этнос", с намеком на определенную национальность засуньте в одно место! и прочитайте конституцию, что бы и впредь не казаться малограмотным человеком!

ответить

Ирина Николаева (по мужу - Кутлиахметова | 18.04 11:57

"Простите, но специалист слабо владеющий русским языком, в следствие чего не умеющий анализировать тексты законов и издающий безграмотные нормативные акты - это пожиратель бюджета и вредитель." - совершенно верно, Екатерина, поддерживаю . Мне вообще сложно представить внутренний мир трезвого и вменяемого человека, для которого это не очевидно .

ответить

Ирина Николаева (по мужу - Кутлиахметова | 21.04 17:05

Мне было бы бесконечно интересно посмотреть и послушать ПОЛНОЦЕННО ДВУязычного татарина . Уверена, что такие есть, но - один на тысячи и тысячи . Министр -татарин, с трудом ЧИТАЮЩИЙ по бумажке русский текст (как это делал на днях на ТВ министр, отвечающий "за пАводок") - ДВУязычен ?? Да что вы ?

ответить

Екатерина Беляева | 16.04 11:45

Повторно обращаюсь к редакции.
Статья подлежит правке не только в части моего выступления. Повторю часть своего комментария:
Конференция была посвящена вопросу изучения русского языка русскоязычными школьниками РТ.
"Участники пытались разобраться с проблемами двуязычия в Татарстане", - наглое враньё! В тему двуязычия участников конференции пытались увести отдельные наблюдатели.
"По их мнению, в школах республики наблюдается диспропорция в преподавании двух языков", - об этом вообще ни слова не было.
Очередная попытка поставить всё с ног на голову.

Из-за некорректного изложения материала вашим журналистом возникают недоразумения. Простите, но возникает ощущение, что вы специально нагнетаете обстановку.

Повторяю, мы говорим о конфликте между родителями русскоязычных школьников и местными властями в вопросе изучения в школах РТ русского языка и литературного чтения.

Дополнительно прошу восстановить мою вчерашнюю переписку на этом форуме и не удалять мои комментарии. Давайте относиться с уважением друг к другу.

Удачи, терпения и взаимопонимания всем собеседникам!

ответить

Ольга Самсон | 16.04 15:12

Лично мне как матери и как гражданину своей страны абсолютно параллельны китайский, японский, арабский, английский, французский, мордовский, татарский и все другие языки. Мне важен русский язык, потому что это:
1) Родной язык
2) государственный язык
3) на русском ведется ВСЕ обучение в школе, ВУЗе, техникуме и т.д.
4) Литература - это не только умение читать, но и воспитание, духовность. Чем меньше литературы, тем беднее души.
5) По Закону мы имеем право на выбор.
А остальное - инсинуации политиканов.

ответить

Аиша | 17.04 09:15

Ольга,аплодирую Вам !

ответить

Михаил Щеглов | 16.04 19:35

Название статьи - неверное : проблема - не лингвистическая, и её не "нашли", а напротив, она известна уже 20 лет, а сейчас просто перезрела.
Ещё ряд вопросов к редакции.
1. Что за "татарская интеллигенция" "крайне эмоционально и резко раскритиковала спикеров" и что за "представители министерства образования РТ" назвали обсуждаемую проблему надуманной?
2. Что за "представители националистических организаций" "были замечены" среди участников конференции ?
3. Вообще-то А.Л. Салагаев - ещё и профессор и зав. кафедрой Полит. социологии и КОНФЛИКТОЛОГИИ КНИТУ-КХТИ и председатель Общества русской культуры РТ, что очень важно в контексте темы конференции и опущено автором.
4. Кого в качестве "ОФИЦИАЛЬНЫХ представителей культуры, науки и образования" имела ввиду автор? Остальные участники, что - подпольные? Как раз наоборот: те люди, со стороны которых шел неприкрытый негатив выдавали себя за "простых но неравнодушных" учёных, педагогов и работников образования, хотя всем было очевидно, что их "сверху" попросили поучаствовать именно в таком ключе.
5. Основной смысл моего выступления в статье вообще не упомянут.
Считаю, что надо более ответственно относиться к освещению такой "тонкой" темы как была затронута на конференции.
Автору желаю профессионального роста, а редакции - доверия и любви читателей.

ответить

Добавить комментарий

Имя