Новостная лента
- Инициатива | 30.06 03:21 (0)
- ФФ-сюр | 23.05 05:36 (0)
- Манифест-кубослон | 27.04 12:32 (0)
- Конференция и презентация | 09.04 01:13 (0)
- Открывая «Кулибинарию» | 13.03 05:05 (0)
- Загребай! | 20.02 11:39 (0)
- Трёх лимериков манифест | 01.01 22:55 (0)
- Про пищи вулкан | 01.01 15:38 (0)
- Гравировка с разбегу | 10.11 21:52 (0)
- В небе шаровые краны! | 28.10 03:07 (0)
«Чайка» - это гладиаторская машина, от слова «гладить» | 23.07.2012 г. в 21:07
Компания NORD AUTO одна из немногих в Казани занимается реставрацией старых советских автомобилей. Правительственные лимузины ЗИС, ЗИМ, «Чайка» давно стали раритетами и любимцами автоколлекционеров со всего мира. В годы своего расцвета эти машины на равных конкурировали с премиальными моделями тех лет - Mercedes, Cadillac и Rolls Royce. По некоторым параметрам даже превосходили их. Об уникальности советских конструкций, особенностях их реставрации KazanWeek рассказал коллекционер и директор компании Nord Auto Фаниль Фахритдинов.
- С чего началось увлечение раритетными автомобилями?
- Мой ответ не будет оригинальным. Я с детства любил технику. Однажды увидев ЗИМ (ГАЗ 12) – большой семиместный лимузин, я просто в него влюбился. В зрелом возрасте появилась возможность исполнить детскую мечту. С годами отношение к машине становится как к средству передвижения. При этом потребность любить автомобиль остается. Однажды увидев ЗИМ в продаже, я решился на его покупку. Он был в плачевном состоянии.
- Что сейчас с этой машиной?
- Ее реставрация почти завершена. Осталось только навесить хромированные детали. Это был мой первый лимузин.
- А как он вам достался?
- Я не смог найти такую машину в России. Мне пришлось ее везти из Таджикистана. Автомобиль обошелся очень дорого. Возникли проблемы с таможней – мне пришлось несколько раз растамаживать и затамаживать машину. Все это время автомобиль в железнодорожном контейнере ездил из страны в страну.
- Какие машины вы еще восстанавливали?
- «Полуторку», ГАЗ 69, ЗИС 110, «Чайку» (ГАЗ 13). Последняя машина тоже моя. Она полностью в оригинальном состоянии. У меня изначально была мечта иметь три автомобиля – ЗИМ, ЗИС и «Чайку». Сегодня она почти достигнута. Правда, в процессе реставрации я понял, что мне нравится не столько владеть автомобилями, сколько их восстанавливать, в том числе заниматься и кузовным ремонтом. Нравится комплектовать машины, воспроизводить их в первоначальном состоянии. В советские годы правительственные лимузины после списания обычно доставались водителям. Те нещадно их эксплуатировали и ставили неоригинальные запчасти. Сегодня найти родные детали очень сложно. Но оно того стоит. С завода автомобили выходили массово, и сборка была соответствующая. Сегодня технологии позволяют сделать все качественнее. И с любовью. Разбирается каждая деталь, полностью смазывается и собирается снова.
- Ваши машины полностью оригинальные?
- Абсолютно. Там даже стоят родные болты и гайки. Мы их искали по всей России и ближнему зарубежью, потом очищали пескоструйкой, и они становились как новые. Такой метод применяется ко всему автомобилю.
- А что будет, если не проводить эти работы?
- Например, ЗИС попал к нам, как считается, в отреставрированном состоянии. Хотя это не так. Многие коллекционеры думают, что достаточно хоть поставить машину на колеса и все будет хорошо. Подошло сиденье от Волги, еще какая-то деталь от грузовика ГАЗ 53 – все ставится. Шпаклевкой намазали, покрасили и поехали на выставки. При такой реставрации машина начинает сыпаться и цвести уже через год. То же было с ЗИСом. Нам его пришлось переделывать полностью. А это гораздо хуже, чем делать с нуля. Доходило до смешного. Бывший владелец не смог найти уплотнитель для лобового стекла. Приспособил от УАЗика, но из-за этой резинки ему пришлось переварить весь оконный проем. Хорошо, что у нас был кузов другого ЗИСа. Мы по его размерам полностью изготовили новую оконную рамку.
- Какие самые сложные работы при реставрации?
- Например, очень сложно было изготавливать пластиковые детали на переднюю панель ЗИСа. Сначала я их заказывал в Украине. Потом еще у одного умельца в Молдавии. Они оба тянули. Как позже выяснилось, второй рассчитывал на первого и пытался выступить посредником. После всех мытарств мы все сделали сами.
Любопытная деталь – передняя панель каждого ЗИСа индивидуальна, и пластиковые детали делаются исключительно под нее. То же самое и с другими деталями. Нельзя переставить с одного ЗИСа на другой переднее крыло. Оно просто не подойдет, и будут зазоры. Многие детали нужно подгонять индивидуально. Они все пронумерованы, чтобы было видно, какой машине принадлежит эта деталь. Такая ситуация в отечественном автопроме длилась до середины 70-х годов. Еще большая проблема – работы с хромом.
- Что с ним не так?
- Достать такие детали не проблема. Со временем на них появляются точки. Их можно удалить специальными средствами. Но коррозия идет изнутри. Нам приходится полностью снимать хромированное покрытие. Потом заращивать коррозийные кратеры медью. Но ее слой получается очень толстым и его нужно полировать. Это нельзя сделать «на коленке». Наверное, во всем Поволжье остался единственный гальванический участок – в Левченко. Вот и ездят детали туда-обратно.
- У вас еще есть «Чайка». Какая история у этого автомобиля?
- Мы ее привезли из Болгарии. Она была в хорошем состоянии. Это неудивительно – машина одна из последних. Выпуск 1980 года. Ее порядковый номер 3130. При этом было выпущено всего 3189 машин. Мы ее даже не перекрашивали. Просто разобрали до винтика, все подчистили и собрали снова. Машина полностью аутентична. У нее остался даже родной салон. Там обивка сидений местами прожжена и диваны продавлены. Но это заводское изготовление, а не новодел. Самым редким считается руль этого автомобиля. В знаменитые белые рули при изготовлении примешивалась органика, и в нем существует своя собственная жизнь. Поэтому они очень быстро разрушались. Коллекционеры рассказывали, что рули, лежащие в замкнутом помещении, распространяют особый запах. Также на «Чайке» сохранены все родные этикетки и таблички.
- Как семья относится к вашему увлечению?
- Моя супруга не то чтобы приветствует. Она понимает, что где-то должна быть отдушина. Две моих дочки сначала говорили: «Папа, зачем тебе это старье? Лучше бы купил Порше!». Но однажды я на свадьбе ездил на «Чайке». Мои девочки покатались на этой машине и ощутили себя звездами. Куда бы мы ни приехали, автомобиль окружали люди, а дочери сидели внутри машины. После этого «Чайка» стала любимицей семьи. Дочки теперь с удовольствием ездят со мной по автоконкурсам. У меня есть сын. Но молодежи сегодня интересно что-то скоростное и тюнингованное. У них другие мечты. Но если он продолжит мое увлечение, я буду рад. Хотя если судить по детям других автоколлекционеров, то их дети не особо этим интересуются.
- Ваши руки принимают большое участие в восстановлении автомобилей?
- Каждый раз, заходя в сервис, я даю себе слово делать это в перчатках. Естественно, забываю об этом и ухожу по локоть в масле. Мне нужно схватить каждую деталь и посмотреть ее состояние. Ее судьба зависит от меня, и работники ждут решения.
- На каком автомобиле вы обычно ездите и какие ощущения после того, как пересаживаетесь в советскую классику?
- Я езжу на Toyota Land Cruiser Prado. Но ездить на «Чайке» мне нравится больше. Когда в нее садишься, то ощущаешь и слышишь автомобиль. Тойота – это хорошо, удобно, просто. Но это обычный транспорт, он не живой. В отличие от «Чайки». А эта машина твоя, и на всю жизнь. «Тойота» со временем будет продаваться, и ей найдется замена. «Чайка»– гладиаторская машина, от слова «гладить». Но долго ездить на лимузине тяжело. Это издевательство над собой, машиной и над окружающими.
- Какое у вас автомобильное будущее?
- В будущем мы планируем отреставрировать «Чайку» кабриолет. Таких машин на заводе было выпущено, по разным данным, 8-12 штук. Но наша машина будет коммерческой, станет сдаваться в аренду и содержать остальную коллекцию. Поэтому я не стараюсь добиться полной аутентичности. Мы купили кузов бывшего кинематографического автомобиля, с частично срезанной крышей. Дальше мы его восстановим в нужном нам виде. Также постараемся отработать механизм производства складного верха по ГАЗовским чертежам. Если это получится, то станет моей личной победой. Потом я планирую заняться восстановлением собственного ЗИСа. Трех машин в коллекции мне достаточно, больше я не хочу. Единственное, если я когда-то смогу найти оригинальную «Чайку» кабриолет, то продам свой ГАЗ 13 и куплю его. Мечта будет исполнена.
Шишкин Антон
Последнее из рубрики Авто
- От чего зависит стоимость полиса ОСАГО? | 18.09 13:31
- Обзор детского транспорта. Выбираем автомобиль | 15.09 12:47
- С любовью к себе и к автомобилю | 10.02 04:55
Комментарии читателей
Алина С. | 24.07 12:42
обожаю ретро-автомобили! Или правильней назвать - классические?) Ну неважно. Когда я вижу такие авто,чувствую тепло в сердце : они и правда,как будто живые.)
ответитьМаксим | 26.07 18:16
А как найти этих ребят? У меня есть к ним предложение?
ответитьGuRU | 28.07 17:23
если не ошибаюсь то Норд авто на ул. Родина находится
ответитьДобавить комментарий