Владимир Зотов: «Казанью всегда руководили «пришельцы» | 02.08.2012 г. в 13:50

В квартире фотографа Владимира Зотова все стены заставлены стеллажами с папками. Их содержимое хранит летопись казанской жизни с начала 60-х годов прошлого века по нулевые годы. На фотокарточках запечатлены Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха и другие личности, оставившие след в истории. Зотов уже 10 лет живет в Германии, где ему довелось награждать канцлера Ангелу Меркель. Недавно фотограф вновь посетил Казань и дал эксклюзивное интервью KazanWeek.

- Как вы начали заниматься фотографией?

- Я много раз пытался бросить. Но это как бросить курить – никогда не получается до конца. Сегодня я могу сказать – фотография выжила меня из квартиры. Мне даже пришлось из-за этого уехать в Германию. Началось все еще в детстве. Я жил в Аксубаево. Увидел, как подростки проявляли фотографии,  –  в бане, при свете керосиновой лампы, в коричневой жиже на листе появлялась картинка. Я тогда подумал, что могу повторить нечто подобное. Начал покупать у местного фотографа негативы. Покупал проявитель и растворял его в обычных тарелках. Учился печатать снимки контактным способом. Потом тетка мне купила «Любитель» и я начал фотографировать самостоятельно. Свой первый фотоаппарат я купил после 10 класса. Это был «Зенит». Первая пленка, которую я отснял, легла в основу фототеки, которую вы видите сегодня.

- А где было ваше первое место работы?

- Я работал в областной пермской газете. Помню свой первый снимок, который был напечатан. Там изображена девочка, ее принимали в пионеры. Это был 1959 год. Тогда я очень рано просыпался и самым первым бежал смотреть «фото В.Зотова» в газете. Позже я начал заниматься так называемой социальной фотографией. В отличие от ТАССовской пропаганды наши карточки передавали реализм жизни.

- Можно научиться фотографировать, не имея таланта к этому?

- Без таланта можно научиться водить автомобиль. Представьте, художник, хорошо знающий технику письма, но не имеющий таланта, рисует картину. Она наверняка получится пустой и плоской. Хотя художникам даже проще – им не нужно думать о выдержке (выставление диафрагмы) своей картины, они никогда не нарисуют столб, который им будет мешать. Я знаю людей, которые 50 лет фотографировали для газет и за все это время не сделали ни одной фотографии.

- А как вы попали в Казань?

- Я приехал сюда учиться, к 100-летию Ленина, в отличие от него  закончил КГУ. Еще во время учебы я начал работать в газете «Комсомолец Татарии». Именно тогда мне удалось сфотографировать Юрия Гагарина.

- Как это было?

- В 1967 году в Казани проходил фестиваль советско-японской дружбы. Тогда все было сделано, чтобы советские люди и японцы не общались. На этот форум и приезжал Гагарин. Все участники жили в лагере «Волга». Туда было аккредитовано около 60 фотографов. Мы все остались ночевать. Не обошлось и без алкоголя. Проснувшись наутро,  я обнаружил,  что небрит и изрядно помят. Поэтому, в отличие от коллег, не поехал в город, а остался в лагере. У меня был знакомый парикмахер, который и привел меня в порядок. После этого я решил осмотреть лагерь и пошел по периметру, вдоль забора. Вдруг доски раздвигаются и в проем влезает первый секретарь Татарского обкома ВЛКСМ Раис Беляев. Он поинтересовался, что я здесь делаю. Но от ответа меня спасло то, что следом за ним, пригнув фуражку, появился Юрий Гагарин. Он, видимо, посчитал, что я должен находиться именно на этом месте, и подошел со мной поздороваться. Вероятно, поэтому меня от него не оттеснили сотрудники КГБ, охранявшие первого космонавта. Следом появились другие представители местной власти. И вместе с этой компанией я отправился фотографировать.

- А были еще интересные истории съемок знаменитых людей?

- Они каждая по-своему интересна. Однажды на концерте я снимал певца Сергея Лемешева. Наутро я отправился к нему показать результат своей работы. Снимки ему очень понравились. Он стал предлагать мне за них какие-то деньги. После того как я отказался, он пригласил меня на обед. Так было несколько дней подряд. За это время я ему так и не смог признаться, что в детстве у меня было прозвище Лемешев. Когда я был маленький, у меня был очень чистый голос и я перепел все произведения мэтра, которые можно было достать на пластинках. Я всегда считал, что не стоит козырять знакомством с такими людьми. Ведь это я с ними знаком, а не они со мной.

- Когда было интереснее фотографировать -  сейчас или в прошлом?

- Я бы даже сказал точнее – фотографировать было интереснее в советское время. Тогда присутствовал так называемый подстрочник. То есть можно было снять, написать, сфотографировать так, что читалась бы вторая суть, которую не одобряла власть. Сейчас, когда есть свобода, снимки не так эмоционально действуют, как в прошлом. То же самое и с цветными фото. Черно-белые карточки более полно отражают суть происходящего и имеют большее воздействие. Ведь цветной снимок войны – это праздник.

- Как с годами в объективе меняется Казань?

- За те 50 лет, что я знаю Казань, ее виды сильно изменились. Она стала чище, но ушла ее самобытность. К сожалению, городом всегда руководят «пришельцы». То есть люди, которые не были воспитаны именно казанской культурой. Это привело к тому, что сегодня суть Казани уничтожена. Она превратилась в город с абсолютно стандартными видами и архитектурой. Постоянно возникает ощущение, что Казань сделана не для жителей.

- А что за история с награждением Ангелы Меркель?

- Она приезжала в город, где я сейчас живу, – Дюссельдорф. Там ей должны были вручать медаль. Утром коробочка с наградой должна была отправиться в полицию на проверку. В этот момент  выяснилось, что ложемент медали поврежден. Местные власти обратились ко мне, чтобы изготовить новый. Мне пришлось всю ночь это делать. Так что я смело могу сказать, что часть награды сделана моими руками. Кроме этого мой сын Яков выступал на концерте в честь приезда Меркель. Его фортепианная игра так понравилась канцлеру, что после концерта она подошла к нашей семье, чтобы выразить восхищение.

- Сейчас вы пишете повесть. О чем она?

- По сути, она пишется для моих детей. Я пишу о том, что уходит вместе с уходом людей. Сегодня я жалею, что мало общался со стариками, которые могли бы мне рассказать, что было во время их жизни. А сегодня общаться не с кем – вокруг одни сверстники, которые знают столько же, сколько и я.

Шишкин Антон

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

КУНАК | 03.08 10:50

"К сожалению, городом всегда руководят «пришельцы»." - точно подмечено, вот уже последние 500 лет - сплошь одни пришельцы............

ответить

корректор | 23.09 22:10

698 (лет)

ответить

Созерцатель | 03.08 11:02

Очень согласен с В.Зотовым. Хорошая статья.

ответить

Казанский старожил | 03.08 11:41

Володя Зотов верно сказал, что Родной нашей Казанью "рулят" пришельцы, а я зацементирую словом ПРОХОДИМЦЫ!!!!Сколько домов старой,исторической постройки можно было сохранить...этож история Казани,ее лицо, Облик ! Туристу (любому) достаточно прогулятся по улицам, чтобы понять и восхититься, глядя ТОЛЬКО на архитектуру города, или Удивится - вроде 1000 лет городу, а старинных построек, зданий с Великими Именами....Проходимцы-рукоЙводители с легкостью превратили ГОРОД-МУЗЕЙ в современный город-ХРУЩЕВКУ. Ломали бы те здания которые сами возвели, а не те, которым уже более века! Покажите этот комм ИМ и дождитесь пожалуйста, что они промычат в ответ!

ответить

Владимир | 04.08 20:51

Да, Казань всегда была девственной.
А теперь потеряла и самобытность, и девственность.
Деньги, деньги и деньги.
Да будет так!
Как девочка на южной трассе............

ответить

Добавить комментарий

Имя