Татарстанские школьники отказались от Ислама и Православия | 04.09.2012 г. в 15:29

В новом учебном году российские школьники начали изучать дополнительную дисциплину - «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Курс рассчитан на 34 часа и вводится с 4 класса. Родители имели возможность выбрать для своих детей один из шести модулей курса: углубленное изучение Православия, Ислама, Иудаизма или Буддизма. Еще один обобщающий модуль ознакомит школьников с ключевыми доктринами всех этих конфессий. Было предусмотрено и альтернативное направление, не включающее изучение религий – основы светской этики. Любопытно, что выбор родителей в Татарстане в корне отличается от среднего показателя по России. В Министерстве образования республики KazanWeek заверили, что за отдельное изучение одной из религий никто не проголосовал.

С 1 сентября во всех российских школах введен новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Курс рассчитан на 34 часа. Изучение ОРКСЭ вводится с 4 класса. Дисциплина апробирована в нескольких российских регионах. В 2010 году в качестве эксперимента ОРКСЭ ввели в нескольких школах Татарстана. 

Вопрос о включении в школьную программу обязательного изучения основ мировых религий долгое время был дискуссионным. Споры о целесообразности этого курса велись с начала 2000 года. Наконец  в 2009 году предложение одобрил президент Дмитрий Медведев.

Реализовать задумку не позволял кадровый вопрос: кто будет преподавать новый предмет? В итоге по новой дисциплине разработали учебное пособие, составленное учеными и религиозными деятелями. Например, пособие по модулю «Основы православной культуры» написал протодиакон Андрей Кураев. Соавтором модуля, рассказывающего об исламской культуре, стал ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.

Авторы новой дисциплины даже в гипотезе исключают, что ОРКСЭ примет форму религиозной пропаганды. Внимание акцентируется на культурологических аспектах. «У нас не стоит задача ребенку дать основы Корана или Евангелия, - подчеркнула начальник отдела по работе со СМИ Министерства образования РТ Алсу Мухаметова. – Главное, чтобы ребенок имел общие представления об этих религиях и знал, как они влияли на формирование культур народов».

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей, 4 из которых предполагают детальное изучение мировых религий: Православия, Ислама, Иудаизма и Буддизма. Еще один обобщающий модуль – «Основы мировых религиозных культур» - кратко ознакомит школьников с базисом всех вышеперечисленных религий. Последнее направление – «Основы светской этики» - альтернативное. Этот профиль не касается религии. Как объяснил KazanWeek один из соавторов модуля  - проректор по научной и инновационной деятельности Института развития образования Татарстана Владимир Пискарев, школьникам, выбравшим светское направление, будут прививать нравственные ценности. «Курс рассказывает о милосердии, патриотизме, мужественности и уважении к родителям», - рассказал Пискарев. Родители четвероклассников выбрали на свое усмотрение один модуль из общего курса ОРКСЭ; по выбранному профилю будут заниматься их дети.

Татарстан воспользовался правом внести в курс ОРКСЭ коррективы с учетом региональной религиозной конъюнктуры. Раздел об основах светской этики дополнили специалисты Института развития образования. Модуль «Основы исламской культуры» скорректирован ректором Российского исламского университета Рафиком Мухаметшиным. «Оба этих учебника переработаны с учетом наших национальной и этнокультурной особенностей», - объяснила начальник отдела общего образования Минобрнауки Татарстана Вероника Земскова.

 В целом по России 47% учащихся отдали предпочтение «Основам светской этики», «Основы православной культуры» выбрали 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» пожелали изучать 20,3% школьников. Еще 5,6% российских школьников будут проходить «Основы исламской культуры». Буддизм и Иудаизм выбрали 1,2 и 0,1% учащихся соответственно. Статистика по Татарстану сильно разнится со средним показателем по России. В Министерстве образования РТ KazanWeek сообщили, что никто из родителей не захотел, чтобы их ребенок изучал ту или иную религию в отдельности. «С родителями проведена работа, им все подробно рассказали, и они высказали свое мнение», - заявила Вероника Земскова. По ее словам, 61,3% родителей высказались за изучение «Основ мировых религий». Оставшиеся 38,7% выбрали «Основы светской этики». «Другие варианты, - заверила Земскова, - никто не поддержал».

Артем Малютин

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

| 04.09 15:48

основа светской этики конечно лучше всего!

ответить

| 04.09 16:08

Вместо этого предма лучшебы уроки по физкультуре ввели.....

ответить

| 04.09 16:19

"Никто" - это 0? такого, конечно, не может быть. но с правильным голосованием, когда "проведена работа" с голосующими, в Татарстане проблем никогда не было.

ответить

Марат | 05.09 02:36

"Татарстанские школьники отказались от Ислама и Православия".

Любопытно, а почему в этом сомнительном заголовке Ислам поставлен впереди Православия? Дескать, прежде всего от Ислама отказались?
И потом, не от Ислама они отказались (не нужно желаемое выдавать за действительность), а от ознакомительного и несовершенного курса по основам Ислама. Мечети молодежью полны, в том числе и учащейся.

ответить

Да уж | 05.09 18:36

Дети оказались гораздо мудрее Вас... Люди, перестаньте заниматься ерундой и создавать себе искусственную головную боль. Вера дело лично каждого и что тут на котором месте, не так по сути и важно. Если я и хожу в мечеть, то мне не важно кто там и как думает и на какое место ставит, потому что вера со мной. Может автор статьи атеист или еще кто. Все ошибаются, а журналюги зарабатывают деньги. Деньги уже давно не секрет - большая грязь... без которой мы уже не представляем жизнь........

ответить

Alendos | 05.09 18:18

ну может с этим начинанием хоть фанатиков поубавится

ответить

| 06.09 15:10

есть воскресные школы и школы при мечетях-этого достаточно,чтобы научить наших детей азам своей религии..в школе и так полный хаос и нехватка учителей,классов,учебников..а чтобы преподавать такой предмет,нужны годы подготовки и огромный опыт..

ответить

| 07.09 19:07

наведут очередного тумана на юные головы...

ответить

o | 09.09 02:01

Люди,может кто-нибудь разъяснит мне,чем отличается вера от религии?

ответить

735 | 09.09 14:21

а по моему образование не должно переплетаться с религией...

ответить

Вася | 09.09 23:14

По-моему тоже.
Особенно если учебник по основам православия писал протодиакон Кураев, который не умеет вести дискуссии даже по телевидению. Только режим монолога и неприятия инакомыслия.
И очень интересно как отражен этом "учебнике" католицизм?
Еще интересно как на уроках можно привить нравственные ценности? До сих пор считалось, что нравственность прежде всего прививают в семье, повседневно.
Очередное правительственное бесплодие придумать что-то полезное и с толком потратить налоги. Отпустили бы детей пораньше на 1 час домой, пусть бы занялись чем-то более полезным.

ответить

Всеволод | 10.09 15:08

С точки зрения индивидуальных социокультурных отличий личности в этом возрасте интерес представляет этика с переходом к философии, что и определило результаты выбора.

ответить

anonimka | 10.09 23:52

неужели мы не думаем что эти уроки об религии ислама,православия даст отвращение учиться дальше другие хорошие предметы.

ответить

Добавить комментарий

Имя