Финансировать или нет? | 16.10.2012 г. в 15:18

Завтра в Госдуме пройдет первое чтение двух законопроектов об образовании. Первый из них на протяжении двух лет проходил общественную экспертизу и явился результатом острых дискуссий. Второй – альтернативный. К его созданию приложили руку российские коммунисты. По словам членов фракции, предложенный ими документ аккумулирует все лучшее из многолетней советской и современной образовательной практики. Так, законопроект предусматривает факультативную основу ЕГЭ, добровольный переход вузов на европейские стандарты образования, а также долгосрочное субсидирование студентов высшей школы.

В среду, 17 октября Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект «Об образовании в Российской Федерации», внесенный правительством, а также альтернативный законопроект депутатов от КПРФ «О народном образовании». Оба этих, в сущности, антиподных закона - системообразующие, поэтому один из них не пройдет парламентские слушания. В продвижении первого законопроекта участвовал премьер-министр Дмитрий Медведев. В июле он просил ускорить затянувшийся процесс его подготовки. Вместе с тем Медведев пообещал, что в итоговом варианте документа будут учтены и некоторые пожелания коммунистов. Компромисс не устроил КПРФ, и члены фракции не отозвали собственный закон.

Действующий декрет об образовании образца 1992 года, по словам Медведева, «уже не отражает существующих реалий». В этой связи правительство разработало новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который потребует ревизии более 100 федеральных юридических актов.  В течение двух лет законопроект проходил общественное обсуждение, поскольку в первой его редакции Госдума выявила серьезные недоработки.

Реализация проекта оценивается в 16 миллиардов рублей; деньги уже зарезервированы в бюджете. Новый закон предусматривает особый статус работников образования, которым обещают «создание благоприятных условий» для работы. Некоторые положения документа внедрены в практику уже сейчас. Например, это 34-часовой школьный курс «основ религиозных культур» и «светской этики», а также практика выбора 100 книг, обязательных для прочтения в школе.

В ответ на инициативу правительства фракция КПРФ представила собственное видение реформы, подготовив к рассмотрению проект закона «О народном образовании». «Законопроект синтезирует все лучшее, что было создано в области образования за последние два десятилетия», - говорится в пояснительной записке к документу. Его фундамент составляют предложения по бюджетной политике государства. Авторы документа предлагают финансировать образование в размере 7% от консолидированного бюджета. Пока эти ассигнования не превышают 3,5%. Образовательные учреждения, по замыслу коммунистов, нужно освободить от любых форм налогообложения, а доходы работников образования должны превышать среднюю зарплату промышленников.   

Также КПРФ приводит негативную оценку ЕГЭ, предлагая сохранить за учащимися право самим выбирать форму экзамена. Законопроект «О народном образовании» предусматривает добровольное участие вузов в Болонском процессе (унификация механизмов обучения для создания единого европейского образовательного пространства – прим.авт).

Оговаривается возможность предоставления студентам-очникам кредитов на обучение либо на социальные нужды. Погашение такого займа будет возможно в течение 20 лет, и начинается с момента, когда ежемесячный доход выпускника составит пять прожиточных минимумов. Кроме того, парламентарии намерены категорически запретить конкурс при приеме в дошкольные учреждения.

Вероятно, завтра депутаты отдадут предпочтение первому законопроекту, не поддержав инициативу коммунистов. С такими рекомендациями на днях выступил Комитет Госдумы по образованию. Закон «О народном образовании» было предложено отклонить, так как большинство пунктов этого документа члены комитета сочли «декларативными». Представители парламентского большинства также намерены голосовать за закон, внесенный правительством.

Артем Малютин

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии читателей

Добавить комментарий

Имя