Новостная лента
- Инициатива | 30.06 03:21 (0)
- ФФ-сюр | 23.05 05:36 (0)
- Манифест-кубослон | 27.04 12:32 (0)
- Конференция и презентация | 09.04 01:13 (0)
- Открывая «Кулибинарию» | 13.03 05:05 (0)
- Загребай! | 20.02 11:39 (0)
- Трёх лимериков манифест | 01.01 22:55 (0)
- Про пищи вулкан | 01.01 15:38 (0)
- Гравировка с разбегу | 10.11 21:52 (0)
- В небе шаровые краны! | 28.10 03:07 (0)
Москва решает татарстанский языковой конфликт | 10.11.2012 г. в 19:21
Госдума решила поставить точку в одном из самых деликатных аспектов в отношениях национальных республик и федерального центра. Вчера в Нижней палате обсуждался законопроект, отменяющий обязательное изучение вторых государственных языков. Такую инициативу на прошлой неделе внесли члены Комитета по делам национальностей. Подчеркивается, что вопрос поднят в связи с напряженной межэтнической ситуацией в Татарстане и Башкирии. В ответ на предложение Москвы в Госсовете Татарстана пообещали «сказать свое слово».
Комитет Госдумы по делам национальностей подготовил поправки к закону «О языках народов Российской Федерации». В новой редакции предлагается зафиксировать доминирующий статус русского языка на всей территории России. Соответственно изучение языков национальных регионов станет факультативным. Вчера для обсуждения деталей в Москву были приглашены представители экспертного сообщества Татарстана, Башкирии и Бурятии.
Сейчас федеральное законодательство закрепляет за республиками право устанавливать собственные государственные языки помимо русского. Нормы их изучения определяются местными органами власти. Авторы поправок не скрывают: унифицировать закон о языках решено из-за напряженной ситуации в Татарстане и Башкирии. По мнению главы Комитета по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева, в этих регионах сформировался неблагоприятный климат на почве так называемого этнолингвистического конфликта.
В июле против обязательного изучения предметов регионального компонента выступала фракция ЛДПР. Тогда законопроект был отклонен в первом чтении, как отмечают наблюдатели, «по дипломатическим соображениям». Кроме членов экспертного совета при думском комитете к обсуждению поправок подключили национальную общественность. Это помогло прозондировать социальную обстановку в «проблемных» регионах. Очевидно, дискуссионность обсуждаемого вопроса исключает обоюдное решение. Мнения экспертов были разноречивыми.
Член исполкома Всемирного курултая башкир Фаниль Файзуллин рассказал, что за последнее время в Башкортостане закрылось 576 национальных сельских школ. По его словам, это ограничивает право башкирского народа на изучение родного языка. «Должен быть выбор. Если вы не хотите изучать, то это ваше право. Добровольность – это первое, что должно быть», - в свою очередь заявила зампред Комитета Нижней палаты по делам национальностей Тамара Плетнева. «Русский язык в загоне. Это правда. Но правда и то, что закрываются сельские школы», - добавила депутат.
«За 10 лет обучения школьник должен получать 1200 часов русского языка. В Татарстане и Башкортостане учащиеся получают 700 часов, - отметил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. – Этнолингвистический конфликт – это конфликт между русскоговорящим населением и региональной этнократической властью, а не конфликт между татарами и русскими».
Недавно притязания сторонников факультативности татарского языка жестко парировал президент Татарстана Рустам Минниханов. 13 сентября, выступая с ежегодным посланием к депутатам, он заявил: «Отдельные представители радикальных течений используют двуязычие как разменную монету». Минниханов резюмировал: вопрос двуязычия «не подлежит пересмотру».
В республиканском парламенте инициативу Москвы восприняли категорично. Председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана Разиль Валеев апеллировал к российской Конституции. «Логика должна быть. Мы все время ссылаемся на Конституцию. Там написано, что национальные республики могут устанавливать свои государственные языки», - сказал KazanWeek Валеев. Депутат пообещал, что в случае одобрения поправок Татарстан «скажет свое слово».
«В обязательном порядке все должны изучать русский язык, в этом никто не сомневается. Но логика подсказывает, что национальные языки тоже должны быть обязательными», - добавляет наш собеседник. Впрочем, по информации KazanWeek большинство спикеров все же высказались в пользу отмены повсеместного изучения регионального компонента.
Артем Малютин
Фото: vyshemirskiy.livejournal.com
Последнее из рубрики Общество
- От борьбы женщин за свои права к лишнему поводу сказать "Люблю!" | 10.02 04:59
- Опасен ли свиной грипп для Казани? | 08.02 16:58
- Нашли у себя еврейские корни — собирайтесь в Землю обетованную | 03.02 14:45
Комментарии читателей
Илья Шалман | 11.11 03:42
Не знаю как в Башкирии, но у нас в Татарии за 20 лет "суверенитета" так и не создали нормальной методики преподавания татарского как неродного языка. Нет понимания, в какой сфере должен бытовать татарский язык, и где за пределами Татарии он необходим. Проблема вымирания национальных языков - прежде всего проблема самих этих национальностей. Если в татарской семье говорят по-русски, начинать надо с родителей! А кто их будет стимулировать к восстановлению своих корней? И каким образом? Принудительные меры за два десятка лет себя дискредитировали. Что же касается самого понятия "государственный язык", то пусть уважаемые специалисты из всевозможных академий для начала дадут юридически точное определение этому понятию и термину. И ещё. Вспомним реплику героя фильма "Покровские ворота": осчастливить насильно нельзя.
ответитьнетАтар | 17.03 12:32
кому нужен твой язык?
ответитьСемен | 11.11 12:15
Должна быть сеть национальных татарских школ, в том числе сохранить их обязательно в деревнях, а не "оптимизировать". Но в остальных школах - добровольное изучение татарского языка (я не возражаю, если татарские дети будут изучать его в обязательном порядке, но остальным детям - по желанию родителей).
ответитьРуслан | 11.11 15:19
"Проблема вымирания национальных языков - прежде всего проблема самих этих национальностей" - проблема решается. При том довольно успешно. Мы защищаемся как можем. При том не так как чеченцы в 90-х, а гораздо мирнее и деликатнее. Но вам не угодишь.
ответитьЕсли вам пойдут навстречу и отменят обязаловку, то вы что-нибудь взамен нам дадите? Дадите возможность учить татарский в татарских школах в Москве? Там же 100 тысяч татар. Много ли там школ? А сколько там мечетей? Аж четыре. На 100 тысяч татар целых четыре мечети. И это не учитывая дагестанцев, чеченцев и других российских мусульман. Воистину, щедра ваша душа.
Вы постоянно ноете об ущемлении, но сами то вы куда большие шовинисты. Если вам можно ущемлять наши права, то почему нам нельзя делать то же самое? Вы чем то лучше нас?
Если мы обязаны учить ваш язык (согласно Конституции), то и вы должны учить наш (согласно Конституции).
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Или вы считаете, что ваше мнение может противоречить положением Конституции?
Илья Шалман | 11.11 17:08
Руслан, я вам про Фому, вы мне про Ерёму... Ваши права вам никакая конституция не даст, если вы сами за них не будете бороться. Только не надо заставлять изучать локальный язык носителей русского языка. Заинтересуйте их, будьте дружелюбными и толерантными. Я, например, сожалею, что в татарской деревне могу общаться на примитивном уровне типа бытовых фраз:"Апасы, салкын су биряле..." Объясните русскоязычным согражданам, что знание татарского хотя бы на бытовом уровне облегчает взаимопонимание. А уж татарам не владеть маминым теле просто стыдно... извините, если что не так написал...
ответитьРусский татарин | 26.12 23:12
Русским фашистам и их прислужникам запомнить навсегда и навечно- Россия это НЕРУССКОЕ государство!!!! То что русской фашисткое быдло делает упор что их подавляющее большинство то это ложь они вымирающая нация от водки и спида туда им и дорога!!!!!
ответитьАртем | 16.11 13:35
Похоже выступает внук Байрамовой)) Кащенко по ним плачет))
ответитьЛюдмила | 11.11 16:18
Извините, Руслан, но кто звал в Москву татар, дагестанцев и чеченцев? Если вам так нужен родной язык и мечети, то и сидели бы в своих республиках. Говорили на родном языке и молились своему богу. За двадцать лет не хватило даже ума в Татарстане создать методики преподавания татарского языка русскоязычным детям. Да и сами татары на родном языке говорить не умеют. Послушаешь - два слова по-татарски, одно по-русски.
ответитьВася | 12.11 03:34
а кто звал русских в казань? сидели бы в своей москве. в ваших словах шовинизм в высшей форме.
ответитьИлья Шалман | 12.11 11:02
Русские в Казань пришли вместе с татарами, которые составляли значительную часть войска Ивана Грозного. А пришли эти войска по причине помех торговому судоходству на Волге со стороны Казанского ханства. Оскорблять женщину очень просто, если некому за неё заступиться.
ответитьШаукат | 12.11 21:38
Погостили пора честь знать!
ответитьИлья Шалман | 14.11 13:27
Эй, завоёванные! Не фиг было караваны на Волге грабить! Так что здесь нет гостей, особенно тех, кто тут родился!
ответитьШаукат | 15.11 19:00
Ничего завоеватель,время лечить,вон 500 лет прошло все помним! И потом сколько ваших сбежало из бывших республик за 20 лет.
ответитьИлья Шалман | 16.11 18:23
Злопамятные, как известно, плохо спят, потому что время их не лечит...
ответитьШаукат | 17.11 19:06
Где сапог русский наступил на чью-то землю, он забывает оттуда выходить.
ответить| 29.11 08:48
не кричи!это только из-за карванов?а теперь посмотри сколько грабят те кто это вспоминает!родится можно можно на чужом месте ,но кричать ,что это теперь твое ,по меньшей мере наглость !
ответитьАрслан | 27.11 16:36
Какие татары мешали судоходству по Волге? Факты в студию! Татары даже в лучшие свои годы плохо контролировали Волгу- почитайте про новгородских и устюжских ушкуйников (русских грабивших татарские города по волге).
ответитьТак что дружок прежде чем строить из себя благородного заступника, научись отвечать за свои слова.
татар (не бульвар) | 29.11 08:44
"Русские в Казань пришли вместе с татарами,.."-если к тебе придти домой с твоим родственником с которым не особо ладишь,могу ли я у тебя прописаться ?!
ответитьвалентин | 01.10 16:26
татары на керулен. где рязань . а где монголия.
ответить1 | 12.11 10:05
Больная вы Людочка и не лечитесь.
ответитьНикто не просил вас рождаться девочкой, а вы родились (тоже самое)
Алина С. | 12.11 07:50
В свое время были курсы изучения татарского языка даже для взрослых.И люди с интересом занимались.Только через пару месяцев "накрылись "эти курсы ,и причины закрытия никто внятно не смог объяснить. А вообще - я полностью согласна с Людмилой.
ответить| 12.11 19:44
Вся семья моя - русские,мы родились в Казани и живем здесь с испокон веков . И никогда не было никаких склок между татарами и русскими.Мы все давно перемешались и даже породнились.Говорим и на русском .и на татарском . А некоторые даже на английском.немецком и французском.Главное - было бы желание!
ответитьЛюдмила | 12.11 20:12
Не надо вешать клеймо шовинизма на всех подряд. Есть известная русская пословица: "В чужой монастырь со своим уставом не лезь". Так что если в последние годы в Москву приехали в массовом количестве дагестанцы и пр., то нечего требовать открытия там национальных школ, учите своих детей по-русски.
ответить| 29.11 08:53
что-то залезли ,да ещё как ,до сих пор навязываете ,уже за язык взялись !
ответитьлюдмилллееее | 05.12 03:46
а теперь то же самое в свой адрес повтори. теперь ты понимаешь что твой поганый устав на моей земле не нужен и запрещен
ответитьТимур | 13.11 10:03
Речь не о Москве, речь о национальных республиках. Согласен с тем что качество преподавания татарского языка русско язычному населению сильно хромает. Может количество часов слишком большое, может методики не правильные. Такие проблемы есть и их нет смысла отрицать. Однако отмена обязательного изучения татарского языка в школах ударит в первую очередь по татарским семьям. Вы только вдумайтесь в эту фразу, "отмена обязательного изучения в школах родного языка". Ну а преподавание татарского, только тем ученикам которые изъявили на то желание создаст крайне неприятный прецедент. Давайте тогда и Алгебру с Химией будем преподавать только тем кто захочет изучать этот предмет.
ответитьЖорж | 13.11 13:23
Тимур, а чем плох факультатив?
ответитьгость | 13.11 13:55
Тимур, вы похоже плохо разобрались в вопросе. Для русских родной язык - русский. Учить татарский, они должны очевидно по желанию, а не как сейчас, в обязательном порядке. Само понятие государственный язык, подразумевает язык государства. Мы как известно живем в России. Государственный язык в россии - русский. Татарстан - часть России, а не Россия - часть Татарстана. Никто никому не запрещает общаться на родном языке. Но когда для русскоязычного населения республики татарский язык в школе преподается в большем объеме чем русский, по моему это не свосем корректно.Предложение преподавать алгебру и химию по желанию несравнимо с предложением преподавать язык по желанию. Как может отмена обязательного изучения татарского языка ударить по татарским семьям? Если они любят свой народ и язык, они будут на нем говорить и изучать. Если нет - то, простите это их проблема. Или вы хотите за счет насаждения татарского языка русскоязычному населению сохранить его? Это же глупо! Язык тесно связан с культурой и традициями. Сколько бы не изучал русский человек татарский язык, он всегда будет для него лишь вторым. Точно также как для татарина русский язык будет на втором месте. Поэтому, давайте уважать людей не зависимо от их национальной принадлежности, предоставлять равные права всем.
ответитьРуслан | 13.11 22:25
Для татар родной язык татарский, у нас своя конституция у вас своя! Сначала вы скажете вам мешает язык, потом скажете что здесь делает республика... Запомните Вы живете в Татарстане!
ответитьБулгарский Шовинист | 14.11 12:09
Вы татары виновны в геноциде, а точнее - в почти поголовном истреблении булгарского народа. Если вы гоните русских в Москву, то сами во главе с Жириновским катитесь в Монголию.
ответитьИлья Шалман | 19.11 17:35
Никуда булгары не исчезли. Их сейчас называют чувашами. Они прямые потомки булгар!
ответитьСозерцатель | 20.11 01:33
Что же это Вы, Илья, так бессовестно харкаете в морду нашим местным "чистокровным"? Взяли и обозвали булгарами чувашей ! Прямо из рук вырвали морковку и отдали другим.
ответитьАрслан | 27.11 19:56
Булгары были народом мусульманским, торгово-ремесленным, с множеством крупных (по тем меркам) городов и жили на территории татарстана (факты думаю никем не оспариваемые).
ответитьЧуваши народ языческий (сейчас частично христианский) сугубо аграрный, не имевший на момент захвата русскими городов вообще, и проживающий на территории Чувашии (где, как назло, отсутствуют булгарские артефакты коими переполнен Татарстан).
Во времена золотой орды когда чуваши уже упоминаются как народ, и помещаются на территории Чувашии, Булгария и булгары жили на территории современного Татарстана.
Выводы о возможно булгарском происхождении чувашей сделали русские ученые на основании языка эпитафий на некоторых(!) булгарских плитах, к слову написанными арабской вязью (у чувашей до кирилицы письменности не было) и поставленными на захоронения мусульманского обряда (не языческого).
При этом крупнейший булгарский писатель Кул Гали, писал на тюрки (один в один старотатарском), да и современные татары свободно читают "Йосуф и Зулейха", абсолютно непонятную чувашам.
Рассуждения в духе Носовского-фоменко о переходе слова Сувар в Чуваш даже комментировать бессмысленно.
Я уж не говорю о так называемой "народной памяти" татар которая в сказках и сказаниях отсылает к Булгару, а не к Сараю (чего у чувашей нет).
А самое главное- геннетические иследования гаплогрупп У-хромосомы у чувашей, показывает что это преимущественно финно-угорский народ (несмотря на тюркский язык).
Да и где в истории был народ который после многовекового исповедания ислама в благоприятных условиях (ислам в золотой орде) перешел бы в язычество (причем даже не тенгрианство) да так что даже следов не осталось (сравните с кряшенами), поменял хозяйственную деятельность на менее прогрессивную, да еще и генетически изменился.
Единственный вывод который можно сделать из этого- то что чуваши заимствовали булгарский язык (как скажем часть мордвы заимствовала татарский). Это было проще чем все вышеперечисленное.
Что же касается роли которую сыграли булгары в этногенезе казанских татар, то тут можно спорить.
На мой взгляд этот вклад весьма значительный в сельской населенее, тогда как дворяне и высшие слои Казанского ханства были преимущественно кыпчакского происхождения.
| 29.11 08:56
тогда езжай жить чувашия ,на своя родина!
ответитьЯ | 03.12 13:41
те, кто думают, что татарский нужен только в Татарстане,а за его пределами язык теряет свою значимость - ощен сильно ошибаются! зная один только татарский вы можете без труда (читай - без переводчика) общаться с 200 млн человек по всему миру, а вот знание русского в этом плане - и впрямь сомнительное достижение - кроме самой России он особо и не употребляется нигде и даже бывшие колонии ссср отказываются на нем говорить. за примерами далеко ходить не надо
ответитьЖорж | 14.11 08:35
Руслан, паспорт сожги тогда в знак протеста)))))
ответитьгость | 14.11 10:59
Руслан, откуда столько ненависти? Что за желание постоянно отделится? У тебя от злости пелена перед глазами! Кто сказал что татарский язык мешает? К твоему сведению, предки русских жили здесь в мире и согласии с твоими предками долгие века. Ты еще скажи что всех русских выгнать из республики, так чтоли? Или ты мечтаешь чтобы на территори Татарстана не было русской речи вообще? Русским татарский язык нисколько не мешает. Лучше бы татарский народ задумался о популяризации своего языка, об исследовании своих корней. Нужно пробудить интерес к общению, чтобы русские люди заинтересовались историей татар, происхождением и прочее. В школах преподают татарский на примитивном деревенском уровне. Запомни Руслан, ты живешь в России, в первую очередь, и только потом в Татарстане. Не согласен? Сожги российский паспорт в знак протеста и не пользуйся российским рублем!
ответить| 29.11 09:04
когда там мир был???со времён коммуняк или до???заниматься своими корнями вирус мешает!
ответитьгостья | 14.11 11:49
Очевидно, утверждающие, что живут в Татарстане и у них своя конституция, не считают себя гражданами России, соответственно отметка о российском гражданстве- досадное бюрократическое недоразумение? Может нужно исправить?;). Откажитесь от гражданства.
ответитьЯ | 03.12 12:47
с удовольствием:) вот только референдум проведем и дасвидания...
ответить| 15.11 19:49
Процесс невеселый начат, —
ответитьДрожи, просвещенный мир!
Россия для русских значит —
Башкирия — для башкир Не будет теперь иначе.
Гори, мировой пожар!
Россия для русских значит —
Татария — для татар.
Недолго нам ждать, недолго, —
Все способы хороши.
Отнимут обратно Волгу
Марийцы и чуваши.
Опомнимся — будет поздно.
Полгода пройдет, а там, —
Чеченцам обратно Грозный,
Якутию — якутам.
Долины, хребты, алмазы,
И золото, и руда.
Держава погибнет сразу,
Отныне и навсегда.
Забыв о имперской славе,
Лишившись морей, как встарь,
Московией будет править
Уездный московский царь.
Конец богатырской силе.
Не видно в ночи ни зги.
Так кто же друзья России,
И кто же ее враги?
Гектор | 18.11 22:46
Обязательное изучение не общегосударственного языка - это абсурд, при всём моём глубоком уважении к татарской культуре и всем татароязычным гражданам. Хочет человек (или его родители) - пускай учит хоть в 10 раз больше чем русский, не хочет - как его можно заставлять? Если есть спрос - будет и предложение. Всё остальное - это шовинизм по принципу "мы-вы". Примитивное межевание по национальному признаку.
ответитьПарень из дружины | 19.11 18:39
Учил я в школе 9 лет из под палки татарский язык,как ушёл из школы,всё забыл.И мне всё равно на ваш язык,ЗАПОМНИТЕ,вы живёте в России,Татарстан часть Российской Федерации,а не наоборот.
ответитьЕсли вы татары,хотите изучать татарский язык,ради бога,хоть целыми днями изучайте.Зачем же русских детей этому заставлять?Когда учился в школ,ВСЕ ненавидили уроки татарского языка,даже сами татары.
| 29.11 09:10
вот вы,и показали своё лживое нутро -"татар уважаем и всё такое",а потом ОРЁТЕ ,на кого голос поднимаете ?! -"ЗАПОМНИТЕ живёте в урысии ,гражданство урыское ,паспорт урыский "-ЗАПОМНИМ инша-Аллах ,как об этом орёте запомним инша-Аллах!
ответитьСозерцатель | 20.11 01:38
Учите, бестолочи, татарский ! Без него ни в Америке, ни в Англии, ни в Германии и прочей загранице - НИЖИСТЬ ! ! ! Атвичаю !
ответитьОтвет созерцателю | 31.12 18:12
Это точно.....и не только в этих странах, во многих арабских странах. Даже в Турции если ты говоришь по-татарски (или на любом другом языке) отношение населения совсем другое. И это не от того, на каком языке говоришь, а от сложившегося стереотипа руссо-туристо.
ответитьгость | 20.11 10:34
По-моему эта тема для взрослых -"мы-вы", но никто не подумал о детях!!! Какого им с такой нагрузкой? Да ещё ЕГЭ по татарскому хотят ввести!? Детская психолоогия очень ранима и уже на раннем развитие у детей, которым очень трудно даётся татрский язык, возникает к нему ненависть! И зачем всё это нужно!? Как мне ответить ребёнку на вопрос: "Мама, если все говорят что татрский язык нужен, т.к. мы живем в Татарстане, так почему же вы с папой не говорите на нём и не можите мне помочь в его изучении?" ??????????? У каждого человека должно быть право выбора и не нужно "тащить одеяло на себя". У нас в Татарстане действительно все перемешались: русские, татары, чуваши... И все живут мирно! Пусть каждый для себя определяет сам, что для него ближе татарский или русский, я за факультатив!
ответитьММ | 20.11 12:39
Больно слышать когда разделяют людей на "мы" и "вы". Сила нашей страны в единстве всех народов. В моем детстве в школе татары даже имена меняли на русские., добровольно отказываясь от своих корней. Теперь же весы склонились в другую сторону и возникает давление на русскоязычных.Ребята, давайте любить свою культуру и уважать выбор соседей по России. В этой жизни мы все равны.
ответить| 26.11 22:26
сила у страны была при Романовых и коммунистах. А при жуликах и ворах какая сила?
ответитьникто | 24.11 20:50
Интересно, почему руских гонят ото всюду? Интересно,почему где появляються руские, начинается хаос?Интересно,почему под руководством руоких,Россия по всем показателям, на уровне осталых африканских стран?Интересно почему?
ответитьгость | 26.11 10:57
В европе и других странах, русские - это татары, чуваши, и т.д., т.е. все те кто живут в России!!!
ответитьжидомасон | 27.11 17:11
А кто сказал, что Россией руководят русские?
ответитьеврей | 27.11 22:50
русские всегда ноют-везде.
ответитьдмитрий | 28.11 03:48
Одна страна-один язык
ответитьШаукат | 28.11 10:36
Одна страна, разные народы!Традиции разные,думают,разговаривают по разному.Религия,быт разная.А вы бы как хотели всех русскими сделать.
ответить| 29.11 09:19
не только один язык хотят сделать ,они ещё хотят мужчин сровнять с женщинами,а женщин с мужчинами ,первых бороды сбривать научили некоторых серьги таскать и всякая такая ерунда о стиле ,а вторым штаны натянули и т.п..
ответить| 28.11 13:12
Татарский язык получил международное признание: в списке ЮНЕСКО 14-и мировых языков, достаточных для объяснения с подавляющим большинством людей земного шара, языки всех тюркских народов представлены татарским, стоящим в списке ЮНЕСКО на 11-м месте. Это потому что, наш язык достаточно развит для общения в любых сферах жизни и «срединный» для тюркских языков – он в основном понятен всем остальным тюркам. Особо подчеркнём, среди всех языков списка ЮНЕСКО только татарский представляет народ, не имеющий своей государственности.
ответитьРоберт | 28.11 16:11
в татарских семьях дети тоже не всегда говорят по-татарски
ответитьесли кто не в курсе
а по русски- всегда
значит русский изучать не нужно- его и так все знают
скиф | 28.11 21:25
ну если москва обнаглев будем нам на нашей земле запрещать учить татарский язык как обязательный предмет, то по моему мнению нужно поднимать вопрос о начале законных процедур по подготовке референдума для принятия решения о целесообразности или нецелесообразности нахождения РТ в федеративных отношениях с РФ.
ответитьMisharin2006 | 29.11 16:15
Согласен. Дальше отступать некуда. Приходите завтра на Баумана, в 13:00 будет пикет в защиту татарского языка.
ответитьMisharin2006 | 29.11 16:40
Виноват! Не завтра, а в субботу.
ответить| 04.12 10:25
А ШАЛМАН тут главный русский?
ответить| 04.12 13:09
Я живу в Казани,семья русская, мой внук учил татарский язык 11 лет в школе на 5, кое-что понимает, но не говорит. И он ему ни разу не пригодился, сейчас студент 5 курса КАИ., хотя политика в Татарстане такова - все чиновники татары, значительно сократился % русского населения.
ответитьУ наших знакомых двое школьников - учили татарский 2 года , переехали в Марийку - 2 года учили марийский , вернулись в Казань , снова учат татарский, а если переедут в Туву, Башкирию и др. нац.образования - и что везде обрывками изучать местный язык. Кто хочет , тот изучит любой язык при необходимости, а насильно заставить нельзя.
Гос. язык должен быть ОДИН, а изучение нац.языка по желанию родителей.
Нацменка | 10.12 00:12
Почему когда русские поднимают вопрос об ущемлении русского языка, их не обвиняют в национализме? Это считается патриотизмом. Когда же нации поднимают проблему языка, то это считается чуть ли не изменой России и начинают обвинять в сепаратизме..Закрываются национальные школы,а значит насильно заставляют учиться и русских школах.Колониальную политику поддерживают русские и сами же выходят на площади в защиту родного языка.А у нас нет родного языка?
ответитьАс | 17.12 15:14
Я, Казах. Живу в родном Казахстане. У нас все хорошо, т.е отношение как с русскими так и татарами. Но данный момент Я согласен тем, что в ТАТАРСТАНЕ должный все изучать Татарский язык, но для других национальностей должный быть некоторые исключения ввиде в экзаменах и т.п..
ответитьВладимир | 25.12 18:28
Почитал, почитал, .... будем а-ля Брейвика в Казани ждать. А давайте так : русские коменты пишут на русском, остальные на татарском, и всем будет прикольно и спокойно! А насчет наше или не наше загляните в свой карман, все что осталось ваше, а деньги и без нас прут, Тема нациков уже прошла, так что успокойтесь. Я не знаю, как повернется судьба у детей, но хочется чтобы они получили полноценное образование и для меня оно видится в полноценных часах принятых в РФ, а не 60% от положенных к обучению часов.
ответитьКунак | 31.12 13:05
Всякий уважающий себя человек будет стремиться хотя бы понимать язык того народа, с которым он живёт рядом, а не противопоставлять себя и с высоты смотреть на другие нации и унижать их достоинство. Только критины могут позволять себе такое и считать себя выше других. Право же жалко их. Для любой нации свой родной язык должен быть превыше и знать его в совершенстве и только потом другие языки.Вот так.
ответитьТатарка | 01.01 16:08
Сколько ненависти у господствующих ко всем остальным, населющих державную Русь? Никак не могут уничтожить и подчинить полностью все народы под себя! *Россия для русских* А Якутия,Бошкортстан , Чечня и др. для кого? Тоже для русских? А мы куда? В Америку или Германию или Финляндию? ЧТО же вы господа творите? Я обращаюсь к президенту, главе правительства, парламенту.Позволяете грабить богатства нашей земли и над нами же командовать. Запрещаете нам наше самое дорогое-знать и изучать науки на своём родном языке и насильно загоняете в русские школы. А яй-яй , какие невежды нами управяют!
ответитьИСТИНА | 05.01 22:02
русские не хотят и не будут учить татарский язык и заставлять дальше,не приводя никаких аргументов пользы этого языка ,нет смысла,это во-первых. во-вторых,татары народ пришлый на земли "татарстана" ,славяне здесь жили ещё до булгар,которые появились в Поволжье только в 8-м веке. И ещё вот вам выдержка из википедии : Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие славяне (именьковская культура) и ряд угро-финских племён, являются казанские татары, мишари и башкиры. Так что на своих предков голос повышаете-на славян.
ответитьНацмен | 08.01 05:38
Потому, что государство РОССИЯ, а не Пакистан с кучей племён. Государственный язык должен быть один, максимум два. Даже Израиле в парламенте(кнессете) разговаривают на РУССКОМ, когда на идише или иврите друг друга понять не могут!!!
ответитьYНацменка | 08.01 22:02
И какой же русский не любит быстрой езды? - писал однажды один из писателей. Хочется ещё добавить - И какой же он русский , если он не шовинист? Русская берёза, русский характер, русская баня, великий русский язык и ещё многое другое. Трудно представить себе если француз допустим скажет - великий французский а японец - великий японский, англичанин - великий английский, якут - великий якутский ! Для каждого народа свой язык великий. Только русский шовинист это не понимает и очень хочет, чтобы Россия стала только русской и усердствует в этом.
ответитьТатарин | 10.01 00:56
Правильно Надцменка! Не было бы этой риторики между представителями разных народов, если бы некоторые политиканы в госдуме не принимали законы, разработанные выпускниками коммерческих юридических вузов. Напимер, закон о ЕГЭ. Как его будет сдавать учащиеся татарских школ, да никак и десять лет обучения "коту под хвост". По этой причине родители-татары вынуждены отдавать своих детишек в русские школы. Никто не собирается оспаривать о ценности государственного языка. Однозначно он нужен. И ненадо его поднимать до культового уровня, должна оставатся ниша и для других , каждый народ сам определяет как ему развиваться на равных правах , данных ему конституцией РФ. В войне против фашизма создавались национальные полки и они успешно сражались против общего врага.Тогда никому в голову не приходило в голову мысль о национализме в этих полках, так как солдаты общались между собой на родном ему языке. Тепершним политиканам надо бы хоть немного изучить историю наших предков золотордынского периода, они прекрасно знали соседние тюркские и славянские языки.Это нисколько им не помешало создать Великое государство. О знании языков говорит тот факт, что свою знаменитую книгу "Хожение за три моря" Афанасий Никитин написал на славянском и тюркском языках.
ответитьУважаемые друзья, давайте уважать друг друга.Наши предки тысячилетиями уживались научились вместе отражать общего врага, так один героев народного ополчения против польских захватчиков был крестьянин из нижегородчины Козьма Минин-этнический татарин. Делить нам нечего.Если начнем делить, то никому ничего не достанетя, а свою многострадальную страну-Россию мы потеряем это точно. Будьте мудрыми как наши предки.
Рашида | 13.01 01:49
А пусть русские попробуют на себе эту практику: говори на русском только дома, в клозете "занято". Сделай государственным любой другой язык, например, удмуртский. И через поколение все забудут русский и 100000000 сразу окажутся почему-то удмуртами, не думаю, что сохранится много патриотов языка, на котором можно только гаркнуть "занято". Давайте проверим? Колониальная страна - колониальная политика. Сами создаете проблемы. Очень много стран полиязычных. У них нет таких проблем. Нет национальностей №1 и № 10. Ваш язык тоже изучается далеко не добровольно, а под натиском исторических обстоятельств и мощной государственной машины, продвигающей все русское. С таким оружием любой язык станет и великим, и могучим.
ответитьМуса | 24.01 18:12
ответитьРоссия большая. Не нравится татарский язык, можно переехать и учить башкирский, марийский или удмуртский. Лично я проблем не вижу...
семигулла | 02.03 10:12
если он татарин живет в москве я думаю он должен чтить и уважать людей всех наций потому что москва она обьединяет всех спосиба за это я общаюсь и татарском чувашском казахском узбекском и т что хочу сказать москва спосибо за все мы у вас живем на свободе где все народы чувствуют как у себя на родине обшаются на любом языке я люблю москву и мои дети точно такого же мнение благодарю всех
ответитьЯ | 11.03 15:25
А почему удмурт должен татарский учить, только потому что живёт в Казани? Татары, а точнее казанские татары, как народ возникли всего лишь в 15 веке, удмурты живут здесь дольше. И потом татары на лицо разные (европейцы, монголы). Даже кряшены и мишаре возмущаются, почему их не выделяют из общей массы татар, почему они вынуждены учить язык (ну или диалект) казанских татар? Почему нет чувашского, марийского театров в Казани, что за политика европейских колонизаторов?
ответить| 16.04 02:58
а удмуртов как называли до 15 века не припомниш? за него
ответитьRenat | 18.02 14:40
Демократия, выбор, вопросы типа нужен татарский русским и самим татарам в будущем не стоит ставить. Если я жил в Сибири (г. Омск), то я учил русский и немецкий, мои дети учили русский, а татарским и не пахло, а Сибирь исконная земля татар и никто не сможет подискутировать на это тему: русские мол там жили испокон веков еще до первобытных людей, в городском классе (не деревенском заметьте) четверть учеников были нерусские. Никаких факультативов ни чего-то еще. Радио и телепрограммы для татар закрыты, дискотеки закрыты, музыкально-танцевальные коллективы загнаны в рамки самопала, и такая ситуация у всех: украинцев, немцев, казахов...Поэтому я уехал в Татарстан. Кому не нравиться политика в Татарстане скатертью дорога, ну не держит же Вас никто. А выбирать языки по принципу пригодиться он или нет нельзя: ну скажите кому физика или химия или ботаника пригодилась из школы, да там 90%!!! предметов мертвые, даже в Вузах 90% предметов преподаются для дебилов и по дебильным же программам. Ну кто из миллионов инженеров ряды Фурье в жизни применяет, да дальше таблицы умножения не лезет никто кроме тех кто это выбрал, а учат все!!! Тоже самое и с другими предметами, сама система некорректна. Методика преподавания татарского страдает согласен, сам мучаюсь по ней, но давайте ее обновим, выскажите свои пожелания, а если спорить что мои дети не будут учить ничего кроме русского, езжайте в Рязань, там в Иваново и учите, чего Вы сами то в Татарстане, Башкортостане и т.д. живете, кто Вас насильно здесь держит? А по поводу других народов удмуртов, чувашей и т.д.: где еще столько национальных школ этих народов есть (ну если не считать самих республик), просто статистику иногда нужно посмотреть, а потом рот разевать, Вы статистику национальных школ в Татарстане видели, ее динамику сравнивали, так посмотрите на досуге, здесь даже цыган за людей стараются держать.
ответитьИ не нужно истерик мы хотим и будем учить свой язык, и другие кто здесь живет это будут делать.
Александр | 11.11 22:07
Уважаемые организаторы КРОН.
ответитьВ Республике Коми г-да Тищенко В.В. и Былина А.Н. на сайте твояворкута.рф tvoyavorkuta.ru разместили информацию о сборе в магазинах подписей родителей школьников об отмене изучения в школах г. Воркуты Коми языка. Коллективное обращение об отказе родителей от обязательного изучения коми языка детьми г.Воркута в школах и отмене шестидневной учебной недели http://tvoyavorkuta.ru/index.php?newsid=7404 ,
Оказывается Коми язык – мертвый язык "Мы просим понять, что для жителей Воркуты Коми язык – мертвый язык" что вызвало ответную реакцию в обсуждениях и на сайте комиблог.рф
Оскорбления продолжились в блогах Тищенко В.В. http://blog.bnkomi.ru/blog/vladimir_vkontakte_-_http__vkcom_id57913466/ , http://tvoyavorkuta.ru/index.php?newsid=7528 , г-н Тищенко удалял сообщения сторонников Коми народа, оставляя оскорбительные в адрес Коми.
На сайте bnkomi.ru растиражировали и в течение недели продолжили оскорбления в адрес более чем 200 тыс. народа Коми.
В то же время СМИ Коми пестрит о неадекватном поведении детей жителей Воркуты.
Все это (сбор подписей и вакханалия против изучения Коми языка и оскорбления), так утверждают, г-да Тищенко В.В. и Былина А.Н., для представления на КРОН. На конгресс они едут по приглашению организаторов КРОН.
Мне кажется, что такие люди не должны представлять интересы жителей г. Воркута. Если они приглашены, то, мне кажется, такое Приглашение в адрес г-д Тищенко В.В. и Былина А.Н. должны быть отозваны.
Добавить комментарий